Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Узбекского УГА в районе Пскема
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 августа 1979 г.
Время:  09:07
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Ташкентская область, 27,5 км восточнее Пскема
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25688
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 164 летного отряда выполнял внетрассовый полет на гравиметрическую съемку с оперативной точки Газалкент в район озера Ихнач. Полет производился по заявке заказчика - геофизической партии №17 НПО «Союзгеофизика».
    Взлет с ОТ Газалкент произведен в 04:20 мск. На борту находилось 4 командированных из Москвы специалиста заказчика. В 04:50 была произведена последняя посадка на метеостанции Пскем, где с целью уменьшения полетной массы была снята 500 литровая бочка с керосином. Взлет произведен в 04:54. У озера Ихнач для работ по замеру состояния атмосферы был высажен один служебный пассажир (геофизик). После высадки геофизика экипаж облетел 4 геофизические точки. 6-й точкой посадки в данный день была гравиметрическая точка на вершине гребня отрога Пскемского хребта, расположенная на высоте 3000 м на расстоянии 27,5 км с азимутом 80° от н.п. Пскем, в районе русла реки Чиралма (41°58’ СШ, 70°42’ ВД). Размеры площадки составляли 40 м в длину и 1-6 м в ширину. При выборе в запланированном районе места высадки на вертолете было выполнено два контрольных захода с целью определения условий захода на выбранную с воздуха вершину гребня. Маневр захода на место посадки осуществлял проверяющий, ст. пилот-инструктор ЛШО УзУГА (с правого сиденья). Заход на посадку производился с МК=200°. За 5-7 секунд до подлета к гребню (за 30-40 м) вертолет попал в нисходящий поток воздуха. Экипаж, стремясь не допустить просадки вертолета, использовал взлетный режим работы двигателей с увеличением тангажа до 8°, однако желаемого эффекта не получил. Вертолет коснулся склона левой частью переднего колеса ниже вершины гребня на 80 см, что привело к энергичному изменению углового положения вертолета (тангаж на кабрирование увеличился до 13°) и сопровождалось уменьшением оборотов несущего винта до 90%. За счет этого кратковременного увеличения тяги экипажу удалось отделить вертолет от земли и переместить его с правым креном на вершину гребня. После такого перемещения вертолета произошло его второе грубое касание о землю (на 17-й секунде после первого удара), на этот раз колесами основного шасси. Второе касание и возможная попытка экипажа удержать вертолет на вершине гребня за счет использования тормозов привело к разрушению переднего шасси, что сопровождалось клевком вертолета (угол тангажа на пикирование увеличился до 20°) и увеличением правого крена до 13,5°. Одновременно с этим была предпринята попытка сохранить обороты несущего винта путем сброса шага до 10,3°. При этом обороты в течение 1,5 секунды оставались равными 90%. Однако, видя, что вертолет энергично опускает нос, шаг был тут же полностью взят, обороты НВ при этом начали энергично уменьшаться. Удержать и сбалансировать вертолет на вершине гребня или вертикально отделить его от земли и уйти с площадки из-за нехватки тяги не удалось и вертолет начал падать под уклон.
    При подлете к площадке бортмеханик по команде проверяющего открыл входную дверь. При ударе о верхнюю часть гребня его выбросило через открытую дверь из вертолета. Получив только ушибы, бортмеханик стал спускаться по склону к горевшему внизу вертолету. Сперва он нашел горевшее тело пассажирки. Потушив пламя, он спустился дальше и нашел командира вертолета, стонавшего в бессознательном состоянии. Ниже находился проверяющий. Он был в сознании и на вопрос бортмеханика «Что случилось?» ответил: «Матчасть, отлетались» и велел бортмеханику идти за помощью в Ойгаинг. Семенов помог ему сесть и подложил под голову рубашку. Вернувшись к командиру вертолета, он увидел, что тот больше не подает признаков жизни. Он пошел к проверяющему, но тот уже был мертв. Затем бортмеханик нашел обгоревшие трупы двух служебных пассажиров. Впоследствии бортмеханик спустился вниз с горы и к 22:00 мск вышел к метеостанции (катастрофа произошла в 06:07 мск (09:07 местного времени).
    На месте происшествия установлено, что падение вертолета произошло по склону с уклоном 40° с высоты 3000 м до 2250 м. При падении вертолет полностью разрушился и загорелся. Между высотами 3000 м и 2900 м разбросаны обломки лопастей несущего винта. Между высотами 2900 м и 2800 м находились задняя часть грузовой кабины с куском хвостовой балки. На высоте 2800 м - оставшаяся часть хвостовой балки с рулевым винтом. На высоте 2750 м найден главный редуктор Р-8, втулка несущего винта с остатками лопастей и дополнительный топливный бак. Между высотами 2750 м и 2700 м находились трупы погибших. На высоте 2550 м находились остатки пилотской кабины и двигатели. Отдельные части вертолета лежали дальше вниз по склону до высоты 2250 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25688
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 12.06.1973
Заводской номер ВС 3773
Наработка ВС (часы) 4287
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С99201253 С9211292


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась ошибка экипажа в оценке условий захода к месту зависания над вершиной гребня.
    Способствующие причины:
    - отсутствие конкретных рекомендаций в РЛЭ и других документах по выявлению токов воздуха в сложной по орографии местности, действиям экипажа при попадании в них вблизи склонов и по определению максимально допустимой взлетной массы в этих условиях;
    - наличие вертикальных токов воздуха на траектории захода;
    - отсутствие четкой регламентации полетов по гравиметрической съемке в горной местности в руководящих документах МГА.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.