Командир вертолета Ми-2 183 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по заявке Намаракитской партии ПЭПГО Чита-геология по маршруту Муя - Спицино - п.п. Джёмку - р. Оглюр - р. Конда - Муя.
При подготовке к полету КВС допустил ряд нарушений: штурманский расчет полета выполнил не по заявленному маршруту, маршрут полета на полетной карте не проложил, предварительный расчет максимально допустимой полетной массы для посадки и взлета на посадочных площадках по маршруту полета с записью в задание на полет не выполнил.
В 10:55 мск (15:55 местного времени) КВС произвел посадку на п.п. река Оглюр. На площадке находились два геолога и груз. Согласно выданной заявки, его вес составлял 300 кг. По показаниям выжившего геолога, вес груза составлял 400-450 кг. В нарушение инструкции МГА №22/И-76 г. груз не маркировался и не взвешивался, хотя такая возможность на площадке имелась, так как геологи предполагали его перевозку за два рейса.
Взяв на борт геологов и 3/4 груза, КВС выполнил контрольное висение на высоте 3 м. Уточнив у геологов, сколько примерно весит оставшийся груз, пилот дал команду на его загрузку в вертолет.
Расследованием установлено, что вес груза составлял 550 кг, т.е. на 250 кг больше указанного в заявке веса. Выполняя контрольное висение во второй раз, КВС убедился в правильности загрузки вертолета согласно требованиям РЛЭ. Пилот принял решение выполнять взлет с использованием влияния «воздушной подушки», хотя размеры площадки не позволяли взлет таким способом. Возможность для безопасного набора высоты после взлета КВС не определил, в нарушение требований НПП ГА-78.
Переместив после второго контрольного висения вертолет в южный конец площадки, КВС завис на высоте 0,5 м и в 11:03 мск начал взлет с МК=350° для полета на п.п. река Конда с использованием влияния «воздушной подушки». При этом взлетная масса вертолета составляла 3700 кг, превышая предельно допустимую на 150 кг. Центровка не выходила за установленные пределы.
Дальнейший набор высоты производился в сторону повышения местности, с заходом в узкое ущелье реки Оглюр, начинающееся на удалении 1,2 км от площадки взлета. На посадочной площадке ветер при взлете был устойчив, северо-западного направления, 4-6 м/с. В условиях горной и резко пересеченной местности на подветренных склонах гор, ущелий, возникали нисходящие потоки.
Полет по ущелью реки Оглюр производился с приборной скоростью 110 км/ч, с вертикальной скоростью набора высоты 1,5-2 м/с и превышением над деревьями 60-80 м. Набрав высоту 190 м относительно площадки взлета, на удалении от нее 2,6 км, видя, что дальнейший набор высоты по ущелью невозможен, КВС принял решение разворачиваться на 180° влево. Сначала он выполнил отворот вправо на 30°, а затем приступил к левому развороту. Разворот с креном 30°, уменьшением скорости полета до 80 км/ч и радиуса разворота от 165 м до 88 м выполнялся на истинной высоте 65 м при ширине ущелья на этой высоте 390 м. В результате превышения полетной массы на 150 кг и большого крена разворот выполнялся со снижением. Во второй половине разворота вертолет оказался у подветренного склона ущелья с попутно-боковым ветром справа, что также способствовало его снижению. При увеличении шага НВ и режима работы двигателей до взлетного снижение не прекратилось. Вертолет вышел из разворота на скорости 80 км/ч со снижением и зацепил лопастями НВ за деревья высотой около 20 м. Продолжая сталкиваться с деревьями, он пролетел 85 м со снижением с углом около 13°, упал на землю, ударившись носовой частью фюзеляжа о деревья, и остановился на правом борту. В процессе падения вертолет разрушался. Сидевший на правом пилотском сиденье ст. геолог получил смертельные травмы и вскоре скончался. КВС и второй геолог получили тяжелые телесные повреждения. Пожара не было.
Катастрофа произошла в 11:05 мск (16:05 местного времени) в ущелье реки Оглюр в горах Удоканского хребта (113 км с А=126° от п.п. Муя, 55°56’ СШ, 117°13’ ВД) с превышением над уровнем моря 990 м, на 105 м выше уровня площадки взлета.
Помощь пострадавшим была оказана после того, как выживший геолог вышел к базе геологов.
|