Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Восточно-Сибирского УГА в районе реки Оглюр
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1982 г.
Время:  16:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, Каларский район, район реки Оглюр
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23465
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета Ми-2 183 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по заявке Намаракитской партии ПЭПГО Чита-геология по маршруту Муя - Спицино - п.п. Джёмку - р. Оглюр - р. Конда - Муя.
    При подготовке к полету КВС допустил ряд нарушений: штурманский расчет полета выполнил не по заявленному маршруту, маршрут полета на полетной карте не проложил, предварительный расчет максимально допустимой полетной массы для посадки и взлета на посадочных площадках по маршруту полета с записью в задание на полет не выполнил.
    В 10:55 мск (15:55 местного времени) КВС произвел посадку на п.п. река Оглюр. На площадке находились два геолога и груз. Согласно выданной заявки, его вес составлял 300 кг. По показаниям выжившего геолога, вес груза составлял 400-450 кг. В нарушение инструкции МГА №22/И-76 г. груз не маркировался и не взвешивался, хотя такая возможность на площадке имелась, так как геологи предполагали его перевозку за два рейса.
    Взяв на борт геологов и 3/4 груза, КВС выполнил контрольное висение на высоте 3 м. Уточнив у геологов, сколько примерно весит оставшийся груз, пилот дал команду на его загрузку в вертолет.
    Расследованием установлено, что вес груза составлял 550 кг, т.е. на 250 кг больше указанного в заявке веса. Выполняя контрольное висение во второй раз, КВС убедился в правильности загрузки вертолета согласно требованиям РЛЭ. Пилот принял решение выполнять взлет с использованием влияния «воздушной подушки», хотя размеры площадки не позволяли взлет таким способом. Возможность для безопасного набора высоты после взлета КВС не определил, в нарушение требований НПП ГА-78.
    Переместив после второго контрольного висения вертолет в южный конец площадки, КВС завис на высоте 0,5 м и в 11:03 мск начал взлет с МК=350° для полета на п.п. река Конда с использованием влияния «воздушной подушки». При этом взлетная масса вертолета составляла 3700 кг, превышая предельно допустимую на 150 кг. Центровка не выходила за установленные пределы.
    Дальнейший набор высоты производился в сторону повышения местности, с заходом в узкое ущелье реки Оглюр, начинающееся на удалении 1,2 км от площадки взлета. На посадочной площадке ветер при взлете был устойчив, северо-западного направления, 4-6 м/с. В условиях горной и резко пересеченной местности на подветренных склонах гор, ущелий, возникали нисходящие потоки.
    Полет по ущелью реки Оглюр производился с приборной скоростью 110 км/ч, с вертикальной скоростью набора высоты 1,5-2 м/с и превышением над деревьями 60-80 м. Набрав высоту 190 м относительно площадки взлета, на удалении от нее 2,6 км, видя, что дальнейший набор высоты по ущелью невозможен, КВС принял решение разворачиваться на 180° влево. Сначала он выполнил отворот вправо на 30°, а затем приступил к левому развороту. Разворот с креном 30°, уменьшением скорости полета до 80 км/ч и радиуса разворота от 165 м до 88 м выполнялся на истинной высоте 65 м при ширине ущелья на этой высоте 390 м. В результате превышения полетной массы на 150 кг и большого крена разворот выполнялся со снижением. Во второй половине разворота вертолет оказался у подветренного склона ущелья с попутно-боковым ветром справа, что также способствовало его снижению. При увеличении шага НВ и режима работы двигателей до взлетного снижение не прекратилось. Вертолет вышел из разворота на скорости 80 км/ч со снижением и зацепил лопастями НВ за деревья высотой около 20 м. Продолжая сталкиваться с деревьями, он пролетел 85 м со снижением с углом около 13°, упал на землю, ударившись носовой частью фюзеляжа о деревья, и остановился на правом борту. В процессе падения вертолет разрушался. Сидевший на правом пилотском сиденье ст. геолог получил смертельные травмы и вскоре скончался. КВС и второй геолог получили тяжелые телесные повреждения. Пожара не было.
    Катастрофа произошла в 11:05 мск (16:05 местного времени) в ущелье реки Оглюр в горах Удоканского хребта (113 км с А=126° от п.п. Муя, 55°56’ СШ, 117°13’ ВД) с превышением над уровнем моря 990 м, на 105 м выше уровня площадки взлета.
    Помощь пострадавшим была оказана после того, как выживший геолог вышел к базе геологов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23465
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1979
Заводской номер ВС 536204069
Наработка ВС (часы) 1691
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371654267 481603102


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Муя
Конечный пункт маршрута Муя


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: Аварийная ситуация возникла после взлета в процессе набора высоты, когда КВС определил, что дальнейший набор по ущелью реки Оглюр небезопасен и принял решение развернуться на 180°. Переходу аварийной ситуации в катастрофическую способствовало превышение полетного веса вертолета на 150 кг, а также наличие нисходящего потока у подветренного склона ущелья, в результате чего в процессе разворота вертолет стал снижаться и столкнулся с деревьями.
    Командно-летный состав 183 ЛО осуществлял контроль за полетами на оперативных точках формально, полетную документацию не проверял и не анализировал, что позволило командиру вертолета выполнять полеты с нарушениями НПП ГА-78 и РЛЭ не только в этот день, но и ранее.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной АП явилось ошибочное решение КВС производить набор высоты вверх по ущелью с превышением взлетной массы вертолета на 150 кг, что не обеспечило выполнение безопасного набора высоты после взлета в условиях горной местности. Превышение взлетной массы произошло в результате нарушения инструкции МГА №22/И-76 г. со стороны заказчика, а нарушение РЛЭ вертолета командиром (раздел «выполнение взлета») не позволило выявить это нарушение.
    Происшествию способствовало наличие нисходящих потоков у подветренного склона ущелья.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.