Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Туркменского УГА в районе Хауз-Хана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 октября 1982 г.
Время:  11:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Марыйская область, близ н.п. Хауз-Хан
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25971
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
 


Описание
    Экипаж 166 летного отряда выполнял полет по обслуживанию нефтеразведочной экспедиции управления геологии Совета Министров ТССР по маршруту Ашхабад - Шатлык - Довлетабад (буровые 61, 75) - Имам-Баба - Шатлык - Ашхабад.
    Взлет в а/п Ашхабад произведен в 07:03 мск (09:03 местного времени). Посадка в Шатлыке произведена в 09:06. Не выключая двигателей, экипаж высадил четырех пассажиров и в 09:10 произвел взлет на Довлетабад (буровая 61), о чем в 09:12 доложил диспетчеру УВД а/п Мары. На борту находилось 10 служебных пассажиров (9 рабочих буровых вахт и бортмеханик Ан-24 Ашхабадского ОАО) и 350 кг груза.
    В 09:21 экипаж доложил о выполнении полета на высоте 600 м по минимальному приведенному давлению и сообщил расчетное время посадки в Довлетабаде (10:15). В дальнейшем экипаж на связь не выходил.
    Очевидцы показали, что вертолет летел со стороны г. Мары. Они услышали два сильных хлопка, изменился звук и вертолет стал падать, вращаясь при этом. При падении от вертолета отделялись предметы. При ударе о землю раздался взрыв и вертолет загорелся.
    Катастрофа произошла в 09:45 мск (11:45 местного времени) в районе Хауз-Хана, в 75 км с азимутом 210° от а/п Мары (36°59’ СШ, 61°27’ ВД) на травянистой равнинной местности. Вертолет полностью разрушился и сгорел. Пассажиры и члены экипажа погибли.
    Лопасти несущего винта №2 и 5 найдены соответственно на удалении 760 м с А=345° и 600 м с А=147° от вертолета, части хвостовой балки, части фюзеляжа с 18 по 23 шпангоуты и части хвостового вала находились на удалении 60-190 м в створе 0-76° от вертолета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 10 10
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25971
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.01.1976
Заводской номер ВС 6321
Наработка ВС (часы) 5897
Наработка ВС (циклы) 9638
Силовая установка С98201177 С97401008


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По анализу расположения обломков вертолета, показаниям очевидцев и заключению ГосНИИ ГА комиссия считает, что в полете на высоте 600 м (истинная высота 375 м) началось разрушение вертолета в результате соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой. По заключению ГосНИИ ГА, разрушения лопастей НВ до удара о хвостовую балку не было. Разрушаясь, вертолет начал вращаться вокруг своей оси с одновременным вертикальным снижением, перевернулся вниз втулкой несущего винта, ударился носовой частью фюзеляжа о землю, подскочил, упал на втулку несущего винта, окончательно разрушился и сгорел. Обломки разбросаны в радиусе 180-200 м. Информацию САРПП-12ДМ расшифровать не удалось в связи с ее уничтожением при пожаре.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: разрушение конструкции вертолета началось в воздухе от ударов лопастей несущего винта по хвостовой балке. В связи с тем, что вертолет при столкновении с землей полностью разрушился и сгорел, средства объективного контроля полностью уничтожены огнем, установить истинную причину катастрофы не представилось возможным. По характеру разрушения и столкновения вертолета с землей можно предположить, что катастрофа произошла из-за отказа в работе системы управления или непреднамеренного перемещения пилотом рычагов управления при внезапном появлении постороннего предмета перед вертолетом.
    В заключении ГосНИИ ГА указывается, что наиболее вероятной причиной соударения несущего винта с хвостовой балкой следует считать выполнение пилотом маневра, не предусмотренного РЛЭ, для избежания столкновения с препятствием (птицей) в полете.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.