Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на полуострове Бузачи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 февраля 1982 г.
Время:  08:29
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Мангышлакская область, п-в Бузачи, 25 км от пос. Каламкас
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-29024
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Мангышлакский ОАО
 


Описание
    Экипаж 361 летного отряда Мангышлакского ОАО 10 февраля был направлен с базового аэродрома Шевченко на оперативную точку Каламкас для выполнения работ по доставке вахт на буровые, расположенные на расстоянии от 30 до 100 и более километров от оперативной точки. В день прибытия на точку полетов не было. 11 февраля экипаж выполнял полет на буровые Арман-2, после чего должен был забрать вахту из района Мертвого Култука. В 16:00 экипаж прибыл на оперативную точку без вахты, объяснив заказчику, что они не смогли найти местонахождение Мертвого Култука. Позже в тот же день экипаж все же произвел полет в Мертвый Култук и доставил вахту в Каламкас.
    12 февраля экипаж вылетел в Мертвый Култук и работал там в течение дня на буровых.
    13 февраля по заявке заказчика (РИТС-3 КЭ МНГР) экипаж должен был произвести полет по маршруту Каламкас-1 - Буровая 2 - Арман - Тасбас - Мертвый Култук по доставке буровых бригад.
    Прогноз погоды по району полетов за 06:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая 150-250 м, дымка, снег, видимость 2-4 км, кратковременно в снеге 1000-2000 м, умеренная болтанка, ветер 100-120° 4-7 м/с, что не соответствовало минимуму КВС.
    Перед вылетом, в 06:45 мск, экипаж передал фактическую погоду в районе Каламкаса - облачность 10 баллов, средняя, верхняя, видимость 10 км, ветер 130-140° 5 м/с. По этой информации экипажа был составлен корректив к прогнозу погоды по району полетов, который предусматривал: облачность 7-10 баллов, средняя, верхняя, 3-6 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, дымка, кратковременный снег, видимость 2-4 км, ветер 120-140° 30 км/ч, у земли 7-10 м/с. Прогноз был передан на борт в 07:00. На основании этого корректива, который соответствовал минимуму КВС, он принял решение на вылет.
    В 07:15 мск экипаж произвел взлет на буровую вышку, расположенную в 30 км северо-западнее Каламкаса. Маршрут полета проходил над безориентирной равнинной местностью с ровным снежным покровом, из-за чего линия естественного горизонта не просматривалась. Следуя вдоль линейного ориентира (дамбы), экипаж внезапно попал в полосу тумана. Буровая располагалась в 2 км от дамбы справа. Экипаж стал выполнять правый разворот на истинной высоте 80-100 м, во время которого отвлек внимание от пилотирования на поиск буровой и потерял пространственное положение. Из-за увеличения потребной мощности, пикирующего момента и отсутствия запаса высоты вертолет с обратным курсом к полету (с МК=110°), под углом 50°, с правым креном столкнулся с земной поверхностью, разрушился и сгорел.
    Катастрофа произошла в 07:29 мск в 25 км от пос. Каламкас (45°18’ СШ, 51°38’ ВД), 195 км с азимутом 15° от а/п Шевченко.
    Фактическая погода по маршруту и на месте происшествия была: облачность 10 баллов, снег, туман, видимость менее 800 м. Таким образом, корректив к прогнозу погоды за 06:45 не оправдался.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29024
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1964
Заводской номер ВС 17162
Наработка ВС (часы) 6426
Наработка ВС (циклы) 4280
Силовая установка Б93462601


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Мангышлакский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной ЛП явились непредвиденное попадание вертолета в полосу тумана в условиях безориентирной заснеженной местности (белизны) и потеря экипажем пространственного положения из-за отвлечения внимания от пилотирования поиском буровой вышки.
    Сопутствующие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды;
    - подготовка экипажа соответствовала выполнению данного вида полетов, но экипаж не имел опыта полетов в осенне-зимнюю навигацию, тем более в условиях белизны и безориентирной местности, когда линия горизонта не просматривается, о чем свидетельствует потеря им ориентировки во время полета 11 февраля.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.