Экипаж 361 летного отряда Мангышлакского ОАО 10 февраля был направлен с базового аэродрома Шевченко на оперативную точку Каламкас для выполнения работ по доставке вахт на буровые, расположенные на расстоянии от 30 до 100 и более километров от оперативной точки. В день прибытия на точку полетов не было. 11 февраля экипаж выполнял полет на буровые Арман-2, после чего должен был забрать вахту из района Мертвого Култука. В 16:00 экипаж прибыл на оперативную точку без вахты, объяснив заказчику, что они не смогли найти местонахождение Мертвого Култука. Позже в тот же день экипаж все же произвел полет в Мертвый Култук и доставил вахту в Каламкас.
12 февраля экипаж вылетел в Мертвый Култук и работал там в течение дня на буровых.
13 февраля по заявке заказчика (РИТС-3 КЭ МНГР) экипаж должен был произвести полет по маршруту Каламкас-1 - Буровая 2 - Арман - Тасбас - Мертвый Култук по доставке буровых бригад.
Прогноз погоды по району полетов за 06:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая 150-250 м, дымка, снег, видимость 2-4 км, кратковременно в снеге 1000-2000 м, умеренная болтанка, ветер 100-120° 4-7 м/с, что не соответствовало минимуму КВС.
Перед вылетом, в 06:45 мск, экипаж передал фактическую погоду в районе Каламкаса - облачность 10 баллов, средняя, верхняя, видимость 10 км, ветер 130-140° 5 м/с. По этой информации экипажа был составлен корректив к прогнозу погоды по району полетов, который предусматривал: облачность 7-10 баллов, средняя, верхняя, 3-6 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, дымка, кратковременный снег, видимость 2-4 км, ветер 120-140° 30 км/ч, у земли 7-10 м/с. Прогноз был передан на борт в 07:00. На основании этого корректива, который соответствовал минимуму КВС, он принял решение на вылет.
В 07:15 мск экипаж произвел взлет на буровую вышку, расположенную в 30 км северо-западнее Каламкаса. Маршрут полета проходил над безориентирной равнинной местностью с ровным снежным покровом, из-за чего линия естественного горизонта не просматривалась. Следуя вдоль линейного ориентира (дамбы), экипаж внезапно попал в полосу тумана. Буровая располагалась в 2 км от дамбы справа. Экипаж стал выполнять правый разворот на истинной высоте 80-100 м, во время которого отвлек внимание от пилотирования на поиск буровой и потерял пространственное положение. Из-за увеличения потребной мощности, пикирующего момента и отсутствия запаса высоты вертолет с обратным курсом к полету (с МК=110°), под углом 50°, с правым креном столкнулся с земной поверхностью, разрушился и сгорел.
Катастрофа произошла в 07:29 мск в 25 км от пос. Каламкас (45°18’ СШ, 51°38’ ВД), 195 км с азимутом 15° от а/п Шевченко.
Фактическая погода по маршруту и на месте происшествия была: облачность 10 баллов, снег, туман, видимость менее 800 м. Таким образом, корректив к прогнозу погоды за 06:45 не оправдался.
|