Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в районе н.п. Русскинские
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 сентября 1981 г.
Время:  12:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Сургутский район, оз. Волоктаэнтльлор, 31 км северо-восточнее пос. Русскинские
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25745
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Сургутский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 121 летного отряда Сургутского ОАО выполнял полеты по обслуживанию Сургутской геологоразведочной экспедиции (перевозка вахты и грузов по маршруту: Черная Речка - буровые №157, 8, 79, 92 - подбаза Русскинские).
    В 09:51 мск (11:51 местного времени) экипаж вылетел с буровой №92 на подбазу Русскинские. На борту находилось 14 пассажиров.
    Через 17 минут полета, на высоте 200 м вертолет начал вращаться влево со снижением и периодическими изменениями тангажа и крена. Экипаж не смог прекратить вращение и снижение вертолета и он упал в озеро Волоктаэнтльлор глубиной в месте падения 1,5 м (62°17’ СШ, 74°06’ ВД), в 111 км северо-восточнее а/п Сургут и в 31 км от пункта назначения. 12 пассажиров, второй пилот и бортмеханик погибли, 2 пассажира и КВС получили ранения. При ударе о воду вертолет разрушился и находился в полузатопленном состоянии на правом борту. Место катастрофы было обнаружено с воздуха через два часа после АП. Трое пострадавших сняты с вертолета с режима висения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 14 12
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25745
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.02.1974
Заводской номер ВС 4443
Наработка ВС (часы) 6736
Наработка ВС (циклы) 12554
Силовая установка С95201243 С95101192


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Сургутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что на высоте 200 м, при скорости полета 170-190 км/ч произошел отказ путевого управления. Началось интенсивное вращение вертолета влево с колебаниями по крену и тангажу. КВС попытался прекратить вращение и удержать вертолет в горизонтальном положении, однако, полностью рекомендации РЛЭ по действиям в данной аварийной ситуации выполнить не смог. Вращение со снижением продолжалось. Сделав 8-9 оборотов, через 28 секунд после начала аварийной ситуации, вертолет столкнулся с поверхностью озера с правым креном около 18° и тангажом на пикирование около 14°.
    Отказ путевого управления произошел вследствие рассоединения привода рулевого винта из-за нарушения кинематической связи в шлицевой муфте соединения задней шарнирной части хвостового вала с промежуточным редуктором.
    Исследование в ГосНИИ ГА показало, что нарушение кинематической связи в шлицевой муфте №6 произошло из-за полного износа шлицов заднего наконечника задней шарнирной части хвостового вала. Износ шлицов произошел вследствие возникновения недопустимой взаимной несоосности наконечника и стакана муфты при наличии в ней смазки.
    Недопустимый взаимный перекос элементов муфты №6 возник в процессе эксплуатации вертолета вследствие прогрессирующего раскрытия стыка промежуточного редуктора со шпангоутом №3 концевой балки. Расследованием установлено, что причиной раскрытия стыка явился значительный износ опорных поверхностей под головками болтов и под гайками крепления редуктора к шпангоуту №3, а также торцевых посадочных поверхностей фланцев картера редуктора. Повышенному износу способствовало отсутствие шайб под головками болтов, что является нарушением рабочего чертежа 8АТ-0610-00, допущенного при монтаже промежуточного редуктора во время ремонта вертолета на заводе №402 ГА.
    Износ опорных поверхностей под головками болтов и гайками мог начаться вследствие недостаточной плотности соединения фланца промежуточного редуктора со шпангоутом №3. Наиболее вероятной причиной этого явилось сочетание недостаточной затяжки соединения при монтаже редуктора и наличие краски на стыковочном фланце крепления промежуточного редуктора. Последующей повышенной выработке опорных поверхностей способствовало отсутствие шайб под головками болтов.
    Раскрытие стыка редуктора со шпангоутом и износ шлицов происходили в процессе эксплуатации постепенно, в течение длительного времени (ремонт на заводе ГА завершен 30.11.1980 г., наработка ппр составила 926 часов 26 минут и 1851 посадка). Несмотря на предусмотренные регламентом технического обслуживания периодическую проверку затяжки болтовых соединений крепления промежуточного редуктора и инструментальные замеры изломов хвостового вала и боковых зазоров в его шлицевых муфтах, дефект не был обнаружен в процессе технического обслуживания вертолета в АТБ Сургутского ОАО. 2 сентября проводились 300-часовые регламентные работы, на которых должны были проводиться вышеуказанные проверки. Износные повреждения не были обнаружены техническим составом, что свидетельствует о низком качестве проведенных работ.
    В Сургутском АТБ выявлены серьезные недостатки в организации работ по обслуживанию вертолетов Ми-8:
    - малый опыт работы специалистов АТБ на вертолетах Ми-8;
    - выполнение ответственных операций и их контроль производились лицами, не имеющими необходимого практического опыта;
    - в сменах отсутствуют инженеры ОТК.
    Неудовлетворительному обслуживанию в АТБ вертолетов Ми-8 также способствует низкое качество эксплуатационно-технической документации.
    Конструкция хвостовой балки и трансмиссии вертолета обладает низкой эксплуатационной технологичностью в связи с крайне затрудненным доступом к шлицевым муфтам и промежуточному редуктору.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ: причиной катастрофы вертолета явился отказ путевого управления вследствие полного износа шлицов хвостового вала из-за нарушений, допущенных во время ремонта вертолета на заводе №402 ГА, выразившихся в непостановке шайб под головки болтов крепления и наличия краски на стыковочном фланце крепления промежуточного редуктора при его монтаже на шпангоут, а также в возможной недозатяжке этих болтов. Указанные недостатки и нарушение плотности данного соединения не были выявлены инженерно-техническим составом АТБ Сургутского ОАО в процессе эксплуатации вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.