Экипаж 257 летного отряда Колпашевского ОАО выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию Западной нефтеразведочной экспедиции из а/п Новый Васюган с загрузочной площадки «Берег» на буровую 13 Игольский ротор.
Взлет с грузом на внешней подвеске - цилиндрической емкостью с маслом - произведен в 05:15 мск (09:15 местного времени).
Экипаж принимал решение на вылет по площадному прогнозу погоды с 5 до 10 часов: теплый сектор, облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая 600-800 м, 2-5 балла слоистая 150-250 м, дымка, видимость 4-6 км, давление 764 мм рт.ст., ветер 180-200° 6-9 м/с.
Фактическая погода на момент вылета в а/п Новый Васюган: облачность 10/10 баллов, слоистая, 180 м по прибору, видимость 10 км, ветер 190° 3 м/с. Фактической погоды по маршруту и в пункте посадки не было. Предупреждений по особым явлениям погоды на борт не передавалось. Согласно РЛЭ Ми-8, полеты с грузом на внешней подвеске разрешены при высоте облачности не менее 200 м. Таким образом, экипаж принял решение на вылет и произвел взлет при фактической и прогнозируемой погоде хуже установленного минимума, что является нарушением НПП ГА-78 и РЛЭ. Диспетчер КДП а/п Новый Васюган, в нарушение НПП ГА-78, не информировал экипаж перед вылетом о высоте облачности ниже 200 м.
Во время полета связь с экипажем прекратилась. Организованными поисками вертолет был обнаружен с воздуха, 25 октября в 14:10 мск, по разведенному экипажем костру, в густой заболоченной тайге с высотой деревьев до 40 м, в 83 км с азимутом 172° от н.п. Новый Васюган, разрушенным и сгоревшим. При падении в тайгу служебный пассажир (стропальщик) погиб, члены экипажа получили различные травмы. Емкость с маслом при ударе разрушилась, груз разлит. Катастрофа произошла в 06:03 мск (10:03 местного времени), координаты места происшествия 57°50’ СШ 76°36’ ВД.
По показаниям очевидцев, работников буровой, находящейся в 8-10 км от места АП, и анализа синоптической обстановки, в районе АП наблюдались интенсивные туманы с видимостью 250 м и менее, возникшие за несколько часов до АП, перемещающиеся в северном направлении со скоростью 15-25 км/ч и переходящие в низкие слоистые облака. Наличие мощной инверсии от земли до высоты 1500 м с ростом температуры от +1°С до +7°С приводило к существенному ухудшению видимости под облаками. В связи с этим, а также при наличии влажной подстилающей поверхности в районе события, можно предположить, что в момент АП облачность в районе полета вертолета была менее 150 м, а наклонная видимость значительно менее 3 км.
Таким образом, выданный АМСГ а/п Колпашево прогноз погоды по площади полета не оправдался по высоте облачности и видимости.
Комиссия считает, что аварийная ситуация в полете развивалась при фактических метеоусловиях, не позволявших выполнять полет по ПВП (видимость менее 1000 м, высота облачности ниже 100 м). После внезапного попадания в разорванный туман или облака при пилотировании ВС по приборам экипаж своевременно не заметил начавшуюся раскачку груза на внешней подвеске. Значительная раскачка груза была определена по физическим ощущениям и поведению вертолета в полете. РЛЭ при этом предписывает выполнение плавного разворота с уменьшением скорости полета или резкое снижение на 30-50 м. Учитывая близость земли, экипаж принял решение уменьшить скорость полета без снижения. При этом, во избежание набора высоты КВС принял решение на резкое торможение вертолета взятием ручки циклического шага на себя с одновременным снижением мощности двигателей путем сброса шаг-газа до минимального положения. С целью наблюдения за поведением груза бортмеханик по команде КВС занял положение в носовой части вертолета и в дальнейшем работу силовых установок и агрегатов не контролировал. При резком гашении скорости КВС допустил ее уменьшение ниже минимально допустимой, что привело к резкому уменьшению полной аэродинамической силы несущего винта и самопроизвольному снижению вертолета. В создавшейся ситуации КВС, во избежание столкновения с деревьями, допустил перезатяжеление несущего винта, что привело к падению вертолета в лес с большой вертикальной скоростью снижения, с левым креном 15-20° и без поступательной скорости, о чем свидетельствуют повреждения деревьев в форме эллипса 24х32 метра.
|