Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Западно-Сибирского УГА в районе Нового Васюгана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 октября 1980 г.
Время:  10:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Каргасокский район, 83 км южнее Нового Васюгана
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25270
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 257 летного отряда Колпашевского ОАО выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию Западной нефтеразведочной экспедиции из а/п Новый Васюган с загрузочной площадки «Берег» на буровую 13 Игольский ротор.
    Взлет с грузом на внешней подвеске - цилиндрической емкостью с маслом - произведен в 05:15 мск (09:15 местного времени).
    Экипаж принимал решение на вылет по площадному прогнозу погоды с 5 до 10 часов: теплый сектор, облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая 600-800 м, 2-5 балла слоистая 150-250 м, дымка, видимость 4-6 км, давление 764 мм рт.ст., ветер 180-200° 6-9 м/с.
    Фактическая погода на момент вылета в а/п Новый Васюган: облачность 10/10 баллов, слоистая, 180 м по прибору, видимость 10 км, ветер 190° 3 м/с. Фактической погоды по маршруту и в пункте посадки не было. Предупреждений по особым явлениям погоды на борт не передавалось. Согласно РЛЭ Ми-8, полеты с грузом на внешней подвеске разрешены при высоте облачности не менее 200 м. Таким образом, экипаж принял решение на вылет и произвел взлет при фактической и прогнозируемой погоде хуже установленного минимума, что является нарушением НПП ГА-78 и РЛЭ. Диспетчер КДП а/п Новый Васюган, в нарушение НПП ГА-78, не информировал экипаж перед вылетом о высоте облачности ниже 200 м.
    Во время полета связь с экипажем прекратилась. Организованными поисками вертолет был обнаружен с воздуха, 25 октября в 14:10 мск, по разведенному экипажем костру, в густой заболоченной тайге с высотой деревьев до 40 м, в 83 км с азимутом 172° от н.п. Новый Васюган, разрушенным и сгоревшим. При падении в тайгу служебный пассажир (стропальщик) погиб, члены экипажа получили различные травмы. Емкость с маслом при ударе разрушилась, груз разлит. Катастрофа произошла в 06:03 мск (10:03 местного времени), координаты места происшествия 57°50’ СШ 76°36’ ВД.
    По показаниям очевидцев, работников буровой, находящейся в 8-10 км от места АП, и анализа синоптической обстановки, в районе АП наблюдались интенсивные туманы с видимостью 250 м и менее, возникшие за несколько часов до АП, перемещающиеся в северном направлении со скоростью 15-25 км/ч и переходящие в низкие слоистые облака. Наличие мощной инверсии от земли до высоты 1500 м с ростом температуры от +1°С до +7°С приводило к существенному ухудшению видимости под облаками. В связи с этим, а также при наличии влажной подстилающей поверхности в районе события, можно предположить, что в момент АП облачность в районе полета вертолета была менее 150 м, а наклонная видимость значительно менее 3 км.
    Таким образом, выданный АМСГ а/п Колпашево прогноз погоды по площади полета не оправдался по высоте облачности и видимости.
    Комиссия считает, что аварийная ситуация в полете развивалась при фактических метеоусловиях, не позволявших выполнять полет по ПВП (видимость менее 1000 м, высота облачности ниже 100 м). После внезапного попадания в разорванный туман или облака при пилотировании ВС по приборам экипаж своевременно не заметил начавшуюся раскачку груза на внешней подвеске. Значительная раскачка груза была определена по физическим ощущениям и поведению вертолета в полете. РЛЭ при этом предписывает выполнение плавного разворота с уменьшением скорости полета или резкое снижение на 30-50 м. Учитывая близость земли, экипаж принял решение уменьшить скорость полета без снижения. При этом, во избежание набора высоты КВС принял решение на резкое торможение вертолета взятием ручки циклического шага на себя с одновременным снижением мощности двигателей путем сброса шаг-газа до минимального положения. С целью наблюдения за поведением груза бортмеханик по команде КВС занял положение в носовой части вертолета и в дальнейшем работу силовых установок и агрегатов не контролировал. При резком гашении скорости КВС допустил ее уменьшение ниже минимально допустимой, что привело к резкому уменьшению полной аэродинамической силы несущего винта и самопроизвольному снижению вертолета. В создавшейся ситуации КВС, во избежание столкновения с деревьями, допустил перезатяжеление несущего винта, что привело к падению вертолета в лес с большой вертикальной скоростью снижения, с левым креном 15-20° и без поступательной скорости, о чем свидетельствуют повреждения деревьев в форме эллипса 24х32 метра.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25270
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.01.1967
Заводской номер ВС 0808
Наработка ВС (часы) 8628
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С94101437 С97301020


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новый Васюган
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Новый Васюган
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явились неправильные и неграмотные действия экипажа, выразившиеся:
    - в несвоевременном сбросе груза при его раскачке после попадания вертолета в сложные метеоусловия;
    - в потере поступательной скорости полета ниже минимально допустимой при положении ручки «шаг-газ», близком к нижнему упору, что привело к самопроизвольному снижению вертолета с последующим перезатяжелением несущего винта.
    Это стало возможным из-за преступных действий экипажа, выполнявшего полет с нарушениями минимума погоды для данного вида работ, и продолжения полета с внешней подвеской в облаках.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.