Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Восточно-Сибирского УГА в Бодайбинском районе Иркутской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 июля 1980 г.
Время:  06:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Бодайбинский р-н, п.п. Усть-Урях
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-22371
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 133 летного отряда стоял в плане по маршруту Бодайбо - Янгуда - Муя - Парамские Пороги - Бодайбо, время вылета 00:00 мск. Однако, по договоренности с начальником Сюльбанской геологической партии, имеющей договор с Бодайбинским ОАО на выполнение вертолетных работ, КВС принял решение произвести транспортно-связной полет по маршруту Бодайбо - Усть-Урях для доставки груза и пассажиров геологической партии. Пройдя медконтроль в 23:22 мск, в нарушение требований НПП ГА-78, вместо предполетной подготовки экипаж занялся организацией доставки груза к вертолету, уговорил начальника караула а/п Бодайбо пропустить на территорию аэропорта автомашину с грузом и людьми для доставки их на п.п. Усть-Урях, посадка на которую не была предусмотрена суточным планом полетов и заданием на полет. Груз и пассажиры не были оформлены. Самовольное изменение командиром вертолета задания на полет является нарушением требований НПП ГА-78. Диспетчер а/п Бодайбо, также в нарушение требований НПП ГА-78, изменил суточный план полетов и выдал экипажу диспетчерское разрешение на полет до п.п. Усть-Урях. Второй пилот нарушениям командира не препятствовал, принял к перевозке неоформленный груз и пассажиров без сопроводительной загрузочной ведомости, взлетную массу рассчитал неправильно (в журнале принятия решения на вылет записал 11000 кг, в задании на полет - 11632 кг, фактическая взлетная масса составляла 11645 кг), а центровку вообще не рассчитывал.
    На борт были взяты 5 пассажиров и груз: 756 кг взрывчатых веществ «граммонит» и 370 кг снаряжения.
    Взлет произведен в 00:42 мск (05:42 местного времени). От взлета до посадочной площадки Усть-Урях, расположенной на вершине горы на высоте 970 м над уровнем моря в горной местности, покрытой лесом (координаты 56°59’ СШ, 116°06’ ВД), полет проходил без отклонений. При подлете к посадочной площадке оказалось, что нижняя площадка залита водой и посадку необходимо производить на верхней площадке на высоте 970 м. В нарушение РЛЭ Ми-8 второй пилот не произвел перерасчет посадочной массы. Предпосадочную подготовку экипаж не провел и не выполнял контрольную карту обязательных проверок, площадку не осматривал, неправильно выбрал направление посадки. Заход на посадку выполнялся с отклонением от методики, рекомендованной РЛЭ, и не по оптимальной глиссаде, с превышением на 270 кг посадочной массы.
    Размеры площадки 30х40 м, с трех сторон она окружена крутыми склонами, с западной стороны, на удалении 300 м - гора.
    Пройдя над посадочной площадкой на высоте 100 м с МК=140°, экипаж приступил к заходу на посадку левым разворотом со снижением, с выходом на посадочный курс 300°. Такое направление захода на посадку не обеспечивало безопасный уход на второй круг, на посадочной прямой на вертолет воздействовал попутно-боковой ветер 1-3 м/с. На предпосадочной прямой в процессе гашения скорости вертолет начал самопроизвольно снижаться. КВС увеличил общий шаг несущего винта и перезатяжелил его. Вертолет приземлился на склоне горы с вертикальной скоростью около 2-3 м/с, затем отделился и, вращаясь влево с перемещением вправо, задел лопастями несущего винта о землю и остановился в 30 м от посадочной площадки. Одной из сломанных лопастей несущего винта был разрушен фонарь кабины и левый двигатель, вследствие чего на левом двигателе возник пожар, который принятыми мерами ликвидировать не удалось. Вертолет полностью сгорел. КВС погиб от удара по голове, вероятно, обломком лопасти НВ, второй пилот и бортмеханик получили ранения, пассажиры не пострадали. Катастрофа произошла в 01:45 мск (06:45 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 5 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22371
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.07.1977
Заводской номер ВС 7238
Наработка ВС (часы) 2040
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С9711013А С93401472


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бодайбо
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Бодайбо
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: аварийная ситуация возникла в результате перезатяжеления несущего винта в процессе гашения скорости перед приземлением из-за превышения посадочной массы и неучета конкретных метеоусловий. Второй пилот не мог предотвратить развитие аварийной ситуации и переход ее в катастрофическую из-за малого опыта полетов на вертолетах. Однако, не допустить возникновение аварийной ситуации он мог, если бы рассчитал посадочную массу и предупредил командира о невозможности безопасной посадки. Наличие попутно-бокового ветра в левый борт при посадке могло способствовать развитию аварийной ситуации.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось перезатяжеление несущего винта при посадке с посадочной массой, превышающей расчетную на 270 кг для подбора посадочных площадок, и неучет конкретных метеоусловий при посадке.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.