Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение двух Як-12 Таджикского УГА и ДОСААФ на а/д Фахрабад
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 июля 1970 г.
Время:  11:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Фахрабад
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-62620
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    Для участия в киносъемочных работах, проводимых киностудией «Ленфильм», по взаимной договоренности между руководством Таджикского УГА и дирекцией кинофильма «Миссия в Кабуле», был выделен самолет Як-12, на котором пилот 178 летного отряда Алексеев (здесь и далее все фамилии изменены) производил одиночные полеты для киносъемок.
    В последующем дирекция кинофильма договорилась с руководством ДОСААФ и Таджикского УГА о выделении по два самолета Як-12 для выполнения съемочных работ на аэродроме ДОСААФ Фахрабад. Договоренность предусматривала одиночные полеты, а также съемку группы самолетов на земле.
    Организацию полетов для съемок на аэродроме Фахрабад взял на себя инспектор-летчик Феоктистов Г.Ф., как старшее должностное лицо ДОСААФ на данном аэродроме.
    28 июля самолеты Як-12 Таджикского УГА под управлением командира звена Елькина и пилота Алексеева прибыли на аэродром Фахрабад, где пилоты встретились с представителем съемочной группы и инспектором-летчиком Республиканского комитета ДОСААФ Феоктистовым для определения порядка полетов.
    В тот же день по просьбе съемочной группы и с согласия пилотов гражданской авиации, которые не были подготовлены и допущены к таким полетам, инспектор Феоктистов организовал групповые тренировочные полеты.
    С целью скрытия непредусмотренных групповых полетов, данные полеты производились без предварительной заявки, без предупреждения Душанбинского РДП о начале полетов, при отсутствии радиосвязи.
    29 июля инспектор-летчик ДОСААФ Феоктистов организовал киносъемочные групповые полеты в составе двух самолетов Як-12 ДОСААФ и одного самолета Як-12 Таджикского УГА, имеющих одинаковую окраску. Пилоту Алексееву было предложено пилотировать самолет ДОСААФ. Произведя взлет строем «клин» в составе 3 самолетов, пилоты выполнили 3 пролета над аэродромом на высоте 3-5 м.
    В третьем полете, в наборе высоты горкой с последующим разворотом влево, командир звена Елькин, не имеющий достаточного опыта полетов строем, потерял из вида впереди идущие самолеты, допустил опасное сближение с самолетом Алексеева, что привело к столкновению самолетов в воздухе, в результате чего оба самолета разрушились и столкнулись с землей. Самолет Елькина упал на вспаханном поле у границы аэродрома и сгорел. Самолет Алексеева упал на аэродроме, в 60 м от самолета Елькина, и полностью разрушился. Оба пилота погибли.
    Расследованием также установлено, что программа выполнения киносъемочных полетов не была разработана командованием 178 летного отряда. Пилот Алексеев без ведома командования летного отряда получал денежные вознаграждения от дирекции кинофильма.
    Дирекция кинофильма, вопреки предварительной договоренности с руководством Таджикского УГА о порядке оплаты киносъемочных одиночных полетов, договорилась с пилотами о выполнении групповых полетов.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1+1=2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-12М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-62620
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1957
Заводской номер ВС 8127189
Наработка ВС (часы) 4457
Наработка ВС (циклы) 9061
Силовая установка ИС34022


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Демонстрационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Фахрабад
Пункт назначения Фахрабад
Начальный пункт маршрута Фахрабад
Конечный пункт маршрута Фахрабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами летного происшествия являются:
    - грубое нарушение требований НПП ГА-66 и Инструкции по производству полетов на а/д Фахрабад инспектором-летчиком Республиканского комитета ДОСААФ Феоктистовым, командиром звена Елькиным и пилотом Тимофеевым, выразившееся в самовольной организации и проведении групповых полетов, не предусмотренных заданием, не подготовленными к ним пилотами ГА, без руководства полетами и при отсутствии радиосвязи, а также без диспетчерского разрешения на полет.
    Способствующими причинами летного происшествия являются:
    - вовлечение дирекцией кинофильма пилотов в групповые киносъемочные полеты, не предусмотренные предварительной договоренностью с руководством Таджикского УГА и Республиканским комитетом ДОСААФ;
    - неправильные действия командира звена Елькина, согласившегося на предложение инспектора-летчика ДОСААФ Феоктистова проводить групповые полеты для киносъемок без разрешения командования 178 ЛО, не имея к тому же должной подготовки для таких полетов.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.