Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Дальневосточного УГА в районе Джигды
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 июля 1975 г.
Время:  15:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, 1,5 км северо-восточнее села Джигда
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-35256
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
 


Описание
    Экипаж 144 летного отряда выполнял в июле месяце полеты для нужд геолого-съемочной экспедиции ДВТГУ с временным базированием на посадочной площадке Батомга. В день происшествия экипаж получил заявку от начальника партии на выполнение полета в а/п Нелькан с целью выяснения причин гибели и поиска трупа утонувшего работника этой экспедиции. Прибыв в Нелькан, экипаж заправил вертолет бензином и маслом и через 3…3,5 часа после прилета получил задание на поиск трупа утонувшего в 10-15 км юго-западнее пос. Нелькан на реке Мая. В целях более эффективного осмотра русла и кос реки Мая, КВС взял на борт 5 пассажиров - двух работников экспедиции, участкового милиционера, авиатехника и авиамоториста. Не проводя должной предполетной подготовки к данному полету и не потребовав от членов поисковой группы пристегнуться привязными ремнями, экипаж в 08:22 мск произвел взлет для выполнения задания.
    Фактическая погода была: ясно, видимость более 10 км, ветер северо-западный 3-5 м/с.
    После взлета, набрав высоту 50-60 м, командир вертолета дал команду бортмеханику уступить место в пилотской кабине лейтенанту милиции, знавшему (со слов очевидцев) район нахождения трупа утопленника. Весь полет выполнялся на высоте 50-60 м, вдоль реки Мая. В течение всего полета пилотировал КВС. Второй пилот выполнял обязанности бортмеханика и детальную ориентировку в данном полете не вёл.
    Через 25 минут полета КВС заметил на косе реки Мая непонятный предмет и для лучшего осмотра снизил вертолет на недопустимо малую высоту. В момент снижения вертолет одновременно несущим и хвостовым винтами столкнулся с двумя проводами тросовой проводки телефонно-телеграфной линии диаметром 5,5 мм, натянутыми через реку Мая на высоте 15 м в 1,5 км северо-восточнее н.п. Джигда. О существовании данной телефонно-телеграфной линии экипаж знал и на полетной карте имеется ее обозначение. В полете ни КВС, ни второй пилот счислением пути по дальности и времени не занимались, увлёкшись визуальным осмотром реки.
    Лопасти хвостового винта и частично несущего винта в момент удара о провода разрушились. Концы тросов намотались на втулку хвостового винта. Неуправляемый вертолет сделал 8-10 оборотов, упал на песчаную косу, разрушился и загорелся. Находившиеся в грузовой кабине непристегнутые пассажиры и бортмеханик были выброшены из вертолета. Зам. начальника по хозяйственной части Мегейского отряда экспедиции ДВТГУ получил тяжелые травмы и через 2 часа скончался в больнице пос. Нелькан. Остальные пассажиры и члены экипажа получили ушибы и легкие ранения. Им удалось ликвидировать пожар в отсеке двигателя.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 5 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35256
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.05.1964
Заводской номер ВС 05160
Наработка ВС (часы) 7291
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б92171688


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нелькан
Пункт назначения Нелькан
Начальный пункт маршрута Нелькан
Конечный пункт маршрута Нелькан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с тросовой проводкой телефонно-телеграфной линии передач, натянутой на высоте 15 м.
    Основной причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований п. 2.5.2 НПП ГА-71, выразившееся в неудовлетворительном проведении предполетной подготовки к данному полету, п.5.7.4 и 5.4.4 НШС ГА-73, выразившееся в неведении в полете детальной ориентировки и п. 5.4.2 РЛЭ Ми-4, выразившееся в нарушении безопасной высоты полета.
    Происшествию способствовало отсутствие маркировки линии связи, проходящей через реку Мая.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.