Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Красноярского УГА в районе Дудинки
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 мая 1975 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 6 км северо-западнее а/п Дудинка
Тип ВС:  Ми-1М
Регистрация ВС:  СССР-68085
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Енисейский ОАО
 


Описание
    Пилот 127 летного отряда был выставлен 16 мая на оперативную точку Левинские Пески (10,5 км северо-западнее а/п Дудинка) для выполнения договорных полетов заказчика - СМУ-5 газопровода Мессояха - Норильск
    19 мая пилот по заявке заказчика выполнял транспортно-связные полеты по маршруту Левинские Пески - Дудинка - Левинские Пески. Выполнив 1 полный рейс по указанному маршруту, пилот приступил к выполнению второго рейса. По прибытию в Дудинку полеты были временно приостановлены из-за резкого ухудшения видимости, связанного с прохождением вторичного холодного фронта. Через 4 часа после посадки вертолета, с 10:00 мск, погода стала улучшаться. С 11:30 до 13:30 видимость установилась 3 км устойчиво, а позднее еще улучшилась и достигла 25 км.
    В 11:32 диспетчер АДП выдал диспетчерское разрешение на полет вертолета из Дудинки в Левинские Пески. На борту находился авиамеханик, который на период полетов вертолета из а/п Дудинка занимался обслуживанием ВС на стоянке.
    Взлет произведен в 11:35 мск с МК=180°. После взлета пилот взял курс 300°. Через 6 минут полета диспетчер КДП МВЛ а/п Дудинка запросил у пилота погоду, тот ответил: «плохая, видимость 10 км». Через 3 минуты на неоднократные вызовы диспетчера пилот не отвечал. Организованными поисками вертолет обнаружен строго на маршруте полета на заснеженной ледовой поверхности реки Енисей в 6 км от а/п Дудинка разрушенным и частично обгоревшим. Пилот и авиамеханик погибли.
    Метеоусловия а/п Дудинка в момент взлета вертолета: обл. 10/10 слоисто-дождевая 600 м, снег, видимость 3 км, ветер 210° 2 м/с, tнв=-7°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-68085
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 96801401М
Наработка ВС (часы) 6099
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н-81326


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Енисейский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Дудинка
Пункт назначения Левинские Пески
Начальный пункт маршрута Дудинка
Конечный пункт маршрута Левинские Пески


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что пилот для выполнения полетов в условиях Заполярья не был подготовлен. Он имел общий налет на Ми-1 167 часов, полученный в течение 4 лет с перерывом 8 месяцев за последний год (работал в Узбекском УГА, где в период 1974-75 гг отсутствовала потребность в вертолетных работах на Ми-1), что создавало у него неуверенность в полетах. Установленный пилоту Филатову минимум 3000 м являлся заниженным. При выставлении на оперативную точку командир звена отнесся безответственно к исполнению своих должностных обязанностей, не изучил деловых, психологических и волевых особенностей пилота, не настоял перед командованием об увеличении его минимума, не ограничил полеты и допустил к полетам по трассам Норильского аэроузла неподготовленного пилота, выполнив с ним всего один полет при хорошей погоде, а 19 мая разрешил полеты при предельных метеоусловиях.
    Командир АЭ проверку пилота проводил при верхней облачности и видимости более 10 км, а минимум погоды установил 200х3000х15 м/с, т.е. допустил к полетам молодого пилота в более сложных условиях.
    По заключению комиссии, катастрофа вертолета произошла из-за создавшейся аварийной ситуации на авиационной технике при выполнении полета на высоте 200 м (Инспекцией МГА это заключение признано ошибочным). В результате малого опыта полетов на Ми-1 и отсутствия вообще опыта полетов в условиях Заполярья пилот допустил растерянность в создавшейся обстановке и при производстве вынужденной посадки перед собой на заснеженную безориентирную поверхность реки Енисей на режиме самовращения несущего винта с пилотированием не посадке не справился - момент взятия ручки «шаг-газ» на себя из-за белизны подстилающей поверхности и большого угла тангажа на режиме самовращения НВ не определил. В результате вертолет с углом снижения 45-60°, на скорости 50-60 км/ч с вертикальной скоростью 10-15 м/с столкнулся с ледовой поверхностью реки, отделился и, разрушаясь в воздухе, через 33,5 м вторично столкнулся со льдом, перевернулся через носовую часть, упал на левый борт и загорелся.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение комиссии по расследованию АП: основной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета в полете с заснеженной поверхностью реки Енисей, вызванное нарушением порядка действий пилотом при выполнении вынужденной посадки на режиме самовращения несущего винта, изложенного в РЛЭ Ми-1, раздел «посадка». Создавшаяся на вертолете аварийная ситуация в полете усугублялась наличием малой высоты (200 м), что определило дефицит времени, исчисляемый в секундах.
    Происшествию способствовали: малый опыт полетов на вертолете Ми-1 пилота, отсутствие у него вообще опыта полетов в условиях Заполярья, полет при предельных метеоусловиях (видимость 3000 м), возникновение аварийной ситуации на участке полета над безориентирной заснеженной поверхностью.
    Аварийная ситуация произошла внезапно из-за нарушения режима работы двигателя, предположительно связанного с разрушением вентилятора и прогара секции №7 выхлопного коллектора, что подтверждается немедленным принятием решения пилота перевести вертолет на режим самовращения НВ путем сброса «шаг-газа» до упора вниз и ввиду повышения температурного режима двигателя переводом рычагов створок капота и маслорадиатора полностью от себя в положение «охлаждение».
    Авиамеханик выпустил вертолет 18 мая без проведения предполетного и послеполетного технического обслуживания и 19 мая не выполнил КВС перед ЛП, в нарушение НТЭВС-71 г., что привело к ненормальной работе двигателя и создало аварийную обстановку, закончившуюся катастрофой при вынужденной посадке.
    По заключению ГосНИИ ГА, наличие прогара секции №7 выхлопного коллектора силовой установки, который мог вызвать аварийную ситуацию, не подтвердилось. Разрушение патрубка произошло при ударе о землю по обнаруженной прерывистой трещине, образовавшейся в материале патрубка в процессе эксплуатации. Это обусловило снижение прочности патрубка, наиболее вероятно вызванное: - некачественной подваркой патрубка в процессе эксплуатации или при ремонте; - условиями предыдущей эксплуатации секции (сведения отсутствуют, при эксплуатации они обезличены). Разрушение болтов ступицы вентилятора произошло при ударе о препятствие.
    Заключение Инспекции МГА:
    Основной причиной катастрофы явился допуск неподготовленного пилота к полетам в условиях Заполярья, в результате чего он при полете над безориентирной заснеженной местности при видимости 3 км с техникой пилотирования не справился.
    Комиссия не смогла выявить истинные причины происшествия, сосредоточив свою работу на поиске мнимого отказа материальной части, что только затянуло расследование.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.