Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в районе н.п. Сосновый Бор
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 сентября 1975 г.
Время:  10:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Нижневартовский район, близ дер. Сосновый Бор
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-36574
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
 


Описание
    Экипаж 331 летного отряда выполнял полет по обслуживанию 165 экспедиции геодезии и картографии по маршруту: Ларьяк - точка №1 (40 км полета, курс 212°) - точка №2 (15 км полета, курс 202°) - Ларьяк (55 км полета, курс 30°). Расчетное время полета составляло 48 минут, потребное количество топлива 180 кг.
    Прогноз погоды перед вылетом экипажа был летным: по маршруту Ларьяк - кв.160 - кв.161 с 5 до 13 часов мск - облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучевая, слоисто-кучевая 400-600 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км. Прогноз погоды по п.п. Ларьяк с 6 до 10 часов предусматривал: обл. 10 б, слоистая 200-300 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км; с 10 до 13 часов - 7-10 б. сл-куч., куч.-дожд 400-600 м, кратковременный дождь, видимость 6-10 км.
    Взлет в Ларьяке произведен в 06:38 при фактической погоде: облачность 10/10 слоистая, 210 м по прибору, видимость 10 км, тихо. При взлете на борту находилось около 400 кг топлива. При выполнении полета посадка на площадку №1 не производилась из-за ухудшившихся метеоусловий, полет был продолжен до точки №2, где произведена посадка в 07:23.
    Взлет на Ларьяк произведен в 07:28. На борту находилось 5 пассажиров и 464 кг груза. Погода в районе полета начала резко ухудшаться: на борт был передан корректив к прогнозу погоды по маршруту с 8 до 10 часов - обл. 5-10 б., верхняя, средняя, 7-10 б. разорв-слоистая 100-200 м, дымка, видимость 2-4 км, и по п. Ларьяк - 7-10 б. разорв.-сл. 150-200 м, дымка, видимость 2-4 км. Диспетчер-информатор п.п. Ларьяк передал также фактическую погоду в Ларьяке за 07:30 - облачность высотой 90 м, 10 баллов, слоистая. КВС принял безрассудное решение продолжать полет при метеоусловиях хуже личного минимума (100х1000х18 м/с), дал команду второму пилоту выключить барограф, снизился до высоты 50-60 м и направился в н.п. Сосновый Бор, расположенный дальше Ларьяка на 75 км. При пролете траверза Ларьяка с остатком топлива 150-120 литров бортмеханик сказал командиру: «Зачем туда лезть, когда надо заправиться - пошли в Ларьяк», на что КВС ответил: «Погода не позволяет» и потребовал от второго пилота точного определения места относительно Ларьяка и Соснового Бора. В это время загорелось табло критического остатка топлива. Дальнейший полет выполнялся вдоль реки Сабун на высоте 50-60 м при низкой облачности и ограниченной видимости. Бортмеханик и второй пилот советовали командиру возвратиться и произвести посадку в Ларьяке, но он упорно продолжал следовать в Сосновый Бор.
    В 07:52 на запрос диспетчера-информатора Ларьяка об условиях полета КВС дал безответственный и неконкретный ответ: «Фактическая погода соответствует прогнозируемой». Понимая, что топливо может кончиться в любой момент, бортмеханик и второй пилот начали настоятельно требовать от командира произвести посадку на берег реки Сабун. В последний момент бортмеханик показал площадку на берегу реки и крикнул: «Садись здесь немедленно!». КВС резко ввёл вертолет в левый разворот. Двигатель начал давать перебои в работе, обороты НВ начали уменьшаться и вертолет перешел на снижение. КВС пытался произвести посадку на лес, но в 08:10 мск вертолет столкнулся с деревьями высотой 20-25 м и с правым креном, разрушаясь, упал на землю. КВС и второй пилот погибли, бортмеханик и пассажиры получили ранения и ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 5 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-36574
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.03.1964
Заводской номер ВС 17157
Наработка ВС (часы) 8686
Наработка ВС (циклы) 12945
Силовая установка Б 933072074


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются: неоправдавшийся прогноз погоды по району полетов и п.п. Ларьяк, неоправдавшийся корректив прогноза погоды и безрассудные действия КВС при встрече погоды хуже минимума при малом остатке топлива. КВС производил полет до полной выработки топлива.
    Происшествию способствовало то, что командир вертолета с низкими моральными и деловыми качествами (за грубые отклонения в летной работе дважды изымался талон нарушений №1, дважды подвергался дисциплинарным взысканиям и понижался в классе) был допущен к работе в отрыве от базы на оперативной точке, при этом ему необоснованно представлена положительная аттестация на восстановление талона нарушений №1.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.