|
|
|
Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на о. Айон |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 апреля 1980 г.
Время: 11:25
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, Чукотский АО, Чаунский район, пос. Айон (о. Айон)
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: СССР-21039
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Чаунский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 151 летного отряда выполнял внерейсовый транспортно-связной полет с целью вывозки мяса с посадочной площадки МВЛ Айон (западная часть о.Айон) на посадочную площадку прииска Комсомольский по маршруту Певек - о.Айон - п.п. Комсомольский - Певек.
После перелета из а/п Певек экипаж произвел посадку на п.п. Айон. Площадка была покрыта слоем свежевыпавшего снега. Прогноз и фактическая погода по маршруту полета, пункту вылета и пункту посадки соответствовали минимуму КВС.
В нарушение действующих правил перевозки груза и пассажиров заказчиком не были составлены справки о весе и свойстве груза и список пассажиров. Однако экипаж согласился произвести полет до п.п. Комсомольский и оформить перевозочные документы в пункте назначения. Расчет взлетной массы и загрузки производился формально, со слов заказчика. Груз - 186 замороженных оленьих туш - был закреплен швартовочной сеткой только для предотвращения смещения назад. Два сопровождающих груз и 6 грузчиков не были обеспечены сиденьями с привязными ремнями. КВС не определил метод взлета. Не предупредив остальных членов экипажа, он принял неграмотное решение о взлете по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки, хотя взлетная масса вертолета, даже по имевшимся у экипажа данным, превышала допустимую для этого метода взлета на 1800 кг. Карта контрольных проверок перед взлетом не читалась.
Взлет производился в 02:25 мск (11:25 местного времени). После зависания на высоте 2-3 м, в начале разгона скорости, вертолет попал в снежный вихрь. КВС, не видя земли, не перешел на пилотирование по приборам, а продолжал попытки установления визуального контакта с землей. Вертолет, зарываясь левым колесом в снег, с креном, описал дугу на протяжении 165 м, развернувшись на 270°. Из-за сильного удара левым колесом о плотный слой снега укатанной дороги разрушилась левая амортстойка шасси и концевая балка. Хвостовой винт вместе с хвостовым редуктором и частью концевой балки отделился от вертолета. В результате вертолет резко накренился влево и задел лопастями несущего винта снег. Реактивным моментом вертолет резко развернуло и он опрокинулся на левый борт. При ударе туши сместились вперед и смертельно травмировали сопровождающую. 2 члена экипажа и 3 пассажира получили телесные повреждения, 4 члена экипажа и 4 пассажира не пострадали. Вертолет получил значительные повреждения.
Фактическая погода в момент АП: облачность 10 баллов средняя, снег, видимость 10 км, ветер 20° 2 м/с, t=-22°С, давление 764 мм рт.ст.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
8 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21039 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
07.08.1970 |
Заводской номер ВС |
705005 |
Наработка ВС (часы) |
1326 |
Наработка ВС (циклы) |
1666 |
Силовая установка |
С34403053 С3042013 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Чаунский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Айон |
Пункт назначения |
Комсомольский |
Начальный пункт маршрута |
Певек |
Конечный пункт маршрута |
Певек |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Контрольное взвешивание груза определило, что вес груза составляет 7087 кг 550 гр. Таким образом, установлено, что взлетный вес превышал максимальный на 932 кг для взлета по самолетному, а для взлета по вертолетному - на 2400 кг.
При выполнении полета в условиях 10-ти бальной средней облачности, белизны, снежного вихря, при взлете по вертолетному, с перегрузом, КВС показал слабые навыки в пилотировании по приборам, при попадании в снежный вихрь проявил растерянность. Члены экипажа проявили пассивность и не оказали ему помощи при попадании в сложные метеоусловия. Несогласованность экипажа в своих действиях, а также внезапное попадание в снежный вихрь создало на борту аварийную обстановку и привело к потере пространственной ориентировки. Невыполнение экипажем рекомендаций РЛЭ и отсутствие должных навыков при пилотировании вертолета в снежном вихре оказали основное влияние на исход полета.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилась ошибка в технике пилотирования КВС при попадании в снежный вихрь (не перешел пилотировать по приборам при утере контакта с землей) в процессе взлета на перегруженном вертолете.
Сопутствующие причины:
- неправильный выбор метода взлета при данной взлетной массе (взлет по самолетному с предварительным раздувом снежного покрова в сложившейся обстановке был единственно возможным);
- невыполнение экипажем карт контрольных проверок на всех этапах перед выполнением взлета с п.п. Айон;
- нарушение правил перевозки пассажиров и крепления груза в вертолете.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|