Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Магаданского УГА на о. Айон
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 апреля 1980 г.
Время:  11:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, Чаунский район, пос. Айон (о. Айон)
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21039
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Чаунский ОАО
 


Описание
    Экипаж 151 летного отряда выполнял внерейсовый транспортно-связной полет с целью вывозки мяса с посадочной площадки МВЛ Айон (западная часть о.Айон) на посадочную площадку прииска Комсомольский по маршруту Певек - о.Айон - п.п. Комсомольский - Певек.
    После перелета из а/п Певек экипаж произвел посадку на п.п. Айон. Площадка была покрыта слоем свежевыпавшего снега. Прогноз и фактическая погода по маршруту полета, пункту вылета и пункту посадки соответствовали минимуму КВС.
    В нарушение действующих правил перевозки груза и пассажиров заказчиком не были составлены справки о весе и свойстве груза и список пассажиров. Однако экипаж согласился произвести полет до п.п. Комсомольский и оформить перевозочные документы в пункте назначения. Расчет взлетной массы и загрузки производился формально, со слов заказчика. Груз - 186 замороженных оленьих туш - был закреплен швартовочной сеткой только для предотвращения смещения назад. Два сопровождающих груз и 6 грузчиков не были обеспечены сиденьями с привязными ремнями. КВС не определил метод взлета. Не предупредив остальных членов экипажа, он принял неграмотное решение о взлете по вертолетному в зоне влияния воздушной подушки, хотя взлетная масса вертолета, даже по имевшимся у экипажа данным, превышала допустимую для этого метода взлета на 1800 кг. Карта контрольных проверок перед взлетом не читалась.
    Взлет производился в 02:25 мск (11:25 местного времени). После зависания на высоте 2-3 м, в начале разгона скорости, вертолет попал в снежный вихрь. КВС, не видя земли, не перешел на пилотирование по приборам, а продолжал попытки установления визуального контакта с землей. Вертолет, зарываясь левым колесом в снег, с креном, описал дугу на протяжении 165 м, развернувшись на 270°. Из-за сильного удара левым колесом о плотный слой снега укатанной дороги разрушилась левая амортстойка шасси и концевая балка. Хвостовой винт вместе с хвостовым редуктором и частью концевой балки отделился от вертолета. В результате вертолет резко накренился влево и задел лопастями несущего винта снег. Реактивным моментом вертолет резко развернуло и он опрокинулся на левый борт. При ударе туши сместились вперед и смертельно травмировали сопровождающую. 2 члена экипажа и 3 пассажира получили телесные повреждения, 4 члена экипажа и 4 пассажира не пострадали. Вертолет получил значительные повреждения.
    Фактическая погода в момент АП: облачность 10 баллов средняя, снег, видимость 10 км, ветер 20° 2 м/с, t=-22°С, давление 764 мм рт.ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 8 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21039
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1970
Заводской номер ВС 705005
Наработка ВС (часы) 1326
Наработка ВС (циклы) 1666
Силовая установка С34403053 С3042013


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Чаунский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Айон
Пункт назначения Комсомольский
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Певек


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Контрольное взвешивание груза определило, что вес груза составляет 7087 кг 550 гр. Таким образом, установлено, что взлетный вес превышал максимальный на 932 кг для взлета по самолетному, а для взлета по вертолетному - на 2400 кг.
    При выполнении полета в условиях 10-ти бальной средней облачности, белизны, снежного вихря, при взлете по вертолетному, с перегрузом, КВС показал слабые навыки в пилотировании по приборам, при попадании в снежный вихрь проявил растерянность. Члены экипажа проявили пассивность и не оказали ему помощи при попадании в сложные метеоусловия. Несогласованность экипажа в своих действиях, а также внезапное попадание в снежный вихрь создало на борту аварийную обстановку и привело к потере пространственной ориентировки. Невыполнение экипажем рекомендаций РЛЭ и отсутствие должных навыков при пилотировании вертолета в снежном вихре оказали основное влияние на исход полета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась ошибка в технике пилотирования КВС при попадании в снежный вихрь (не перешел пилотировать по приборам при утере контакта с землей) в процессе взлета на перегруженном вертолете.
    Сопутствующие причины:
    - неправильный выбор метода взлета при данной взлетной массе (взлет по самолетному с предварительным раздувом снежного покрова в сложившейся обстановке был единственно возможным);
    - невыполнение экипажем карт контрольных проверок на всех этапах перед выполнением взлета с п.п. Айон;
    - нарушение правил перевозки пассажиров и крепления груза в вертолете.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.