Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Дальневосточного УГА в районе Новоаганска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 октября 1980 г.
Время:  16:21
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Нижневартовский район, 17 км северо-восточнее а/п Новоаганск
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21898
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
 


Описание
    Экипаж 249 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Аганской нефтеразведочной экспедиции глубокого бурения из а/п Новоаганск. После налета 5 часов 40 минут экипаж в 13:23 мск произвел посадку на площадку подбазы №2 (120 км с МК=170° от а/п Новоаганск) для дозаправки. После заправки и взлета в 13:47 с данной посадочной площадки для следования в а/п Новоаганск с 5 служебными пассажирами и 20 кг багажа на борту экипаж выполнял полет по ПВП на высоте 300 м по приведенному минимальному давлению в течение 22 минут. Метеоусловия по маршруту полета соответствовали минимуму КВС для полета по ПВП. Затем, встретив осадки (снег) с ухудшением видимости до 3 км и понижением облачности, командир вертолета принял решение о снижении до истинной высоты 100 м, которую сохранял в течение 6 минут. Прослушивая эфир, экипаж определил, что впереди на этой же высоте следует вертолет Ми-8 №22309. Для того, чтобы сохранить интервал между вертолетами и выйти на характерный ориентир - дорогу, идущую на Новоаганск, экипаж принял решение отклониться влево. Выполняя полет в сумерках, при видимости около 3 км, отвлекаясь от контроля за высотой полета в поисках линейного ориентира, командир ВС снизился до 80 м. Находясь в зоне круга, ни второй пилот, ни штурман не установили шкалы давления барометрических высотомеров на давление а/д Новоаганск (748 мм рт.ст.) и контроль за высотой полета не осуществляли. Стараясь сохранить визуальный контакт с дорогой, КВС выполнял довороты в левую и правую стороны, отвлекаясь от контроля за высотой полета, постепенно теряя высоту. Получив команду от штурмана взять курс 210°, в процессе разворота КВС вышел на заснеженное озеро. Экипаж потерял пространственное положение, в результате чего вертолет на скорости 255 км/ч столкнулся с поверхностью покрытого льдом озера с правым креном 13° и углом тангажа -6°. После взятия ручки циклического шага на себя и увеличения общего шага НВ до 7,5° произошло отделение вертолета от поверхности озера. При достижении тангажа +10° вертолет через 5 секунд повторно столкнулся со льдом. При увеличении общего шага до 9,2° поврежденный вертолет отделился и набрал высоту 30-40 м. В момент повторного столкновения со льдом загорелось красное табло «пожар» и красная лампочка «нижние баки», началась опасная вибрация вертолета. Экипаж принял решение произвести посадку с выключенными двигателями. Пролетев 1800 м, вертолет приземлился на равнинную заболоченную, поросшую низкорослыми деревьями местность и при посадке получил дополнительные разрушения.
    В результате сильного удара ягодичной областью один пассажир, находившийся в момент происшествия в пилотской кабине, получил травму шейного отдела позвоночника (смещение позвонка) и через 3 суток умер в больнице от тяжелого нарушения функций спинного мозга. Остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали и были эвакуированы вместе с пострадавшим пассажиром вертолетом Ми-8 №22309 в 19:40 - 19:55 мск.
    Катастрофа произошла в 14:21 мск (16:21 местного времени) в 17 км северо-восточнее (А=29°) аэропорта Новоаганск (62°04' СШ, 76°47' ВД).
    У вертолета разрушен силовой набор между шпангоутами 1-14, стрингерами 28-28 центральной части фюзеляжа, деформирована носовая часть, разрушены топливные баки №1-6 и топливные коммуникации, узлы крепления передней стойки с частью силового набора, 4 лопасти НВ, часть нижнего обтекателя и фиксированного руля (принято решение о списании ВС).
    Пилотирование от взлета до момента происшествия осуществлял КВС. Расследованием установлено, что второй пилот в пилотировании вертолетом помощи КВС не оказывал, за высотой полета не следил. Аварийная ситуация усугубилась после разворота на курс 210° и выхода вертолета на систему озёр, покрытую снегом. Аварийной ситуации способствовало то обстоятельство, что не был установлен на радиовысотомере задатчик опасной высоты.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 5 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21898
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 04.05.1970
Заводской номер ВС 704801В
Наработка ВС (часы) 4131
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С3042059 С3223058


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Новоаганск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Новоаганск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось снижение экипажем вертолета ниже безопасной высоты (нарушение п.п. 8.5.3, 5.5.1 НПП ГА-78) и отвлечение внимания КВС при эволюциях вертолета, а также полное отсутствие контроля по приборам за положением вертолета со стороны второго пилота и его безучастие в оказании помощи КВС в пилотировании.
    Способствующие причины:
    - нарушение правила установки шкалы давления барометрического высотомера при входе в зону круга вторым пилотом и штурманом (п. 5.3.6 НПП ГА-78);
    - не был установлен на радиовысотомере задатчик опасной высоты;
    - недостаточная подготовка КВС к выполнению полетов в сумерках при предельных метеоусловиях по ПВП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.