Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Управления Полярной Авиации Главсевморпути в районе Хатанги
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 декабря 1958 г.
Время:  21:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, 65 км от а/п Хатанга
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-04196
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной Авиации Главсевморпути, Московский ОАО
 


Описание
    Экипаж 2-й АЭ Московского ОАО выполнял транспортно-пассажирский рейс №3 Москва-Певек-Москва. На обратном пути в Москву 30.12.1958 г. экипаж вылетел из а/п Тикси через а/п Мыс Косистый на Хатангу. На борту находилось 5 членов экипажа, 12 пассажиров, 125 кг груза и багаж. Полётный вес самолёта не превышал установленной нормы. На борту находилось 3 100 литров топлива.
    В 17:05 мск экипаж передал, что в 17:03 прошёл Мыс Косистый на эшелоне 900 м и сообщил расчётное время прибытия в Хатангу в 18:00. В 17:47 экипаж установил по командной радиостанции связь с КДП а/п Хатанга и сообщил свои условия полёта: эшелон 900 м, видимость более 10 км, и одновременно запросил КДП об условиях посадки.
    Фактическая погода в районе Хатанги к моменту прилёта была: обл. 9 баллов верхняя, снег, позёмка, видимость 8 км, ветер 225° 7 м/с, давление 759,4 мм рт.ст, t=– 32°С, что соответствовало минимуму №2 а/п Хатанга.
    Дежурный диспетчер КДП передал экипажу условия посадки. При этом он не сообщил экипажу высоту подхода к а/п Хатанга, контрольных пеленгов при входе в зону АДС на самолёт не брал и фактического местонахождения самолета не знал, чем грубо нарушил требования НПП ГА-58 и технологии работы диспетчера. В 17:50 на запросы КДП по командной радиостанции экипаж не отвечал и радиопеленгатором не обнаруживался, в расчётное время самолет в Хатангу не прибыл.
    31 декабря при поисках в условиях полярных сумерек самолет был обнаружен в 65 км от а/п Хатанга разбитым и частично сгоревшим. Экипаж и 11 пассажиров погибли, 1 пассажир выжил.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 12 11
На земле   0
Всего погибших 16


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04196
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1957
Заводской номер ВС 147001316
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б27452639 Б27452646


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной Авиации Главсевморпути, Московский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тикси
Пункт назначения Хатанга
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Москва (аэропорт неизвестен)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что экипаж, производя полёт от а/п Мыс Косистый до Хатанги, от маршрута отклонился влево на 38 км и в результате оказался в районе горных отрогов. Командир экипажа, продолжая полёт на приводную радиостанцию а/п Хатанга, вопреки требованиям п.219 НПП ГА-58, допустил преждевременное снижение ниже установленной безопасной (900 м) высоты полёта, вследствие чего самолёт столкнулся со склоном горы высотой 340 м над уровнем моря. Самолёт стал задевать винтами за землю и после их разрушения ударился о склон горы мотогондолами, прокатился на них около 360м, частично разрушился и, перевалив вершину пологой горы, взмыл и пролетел 30м, сделал переворот через левое крыло в воздухе, упал на фюзеляж вверх колёсами, прополз 15 метров и загорелся. Фюзеляж от 3-го до 43-го шпангоута сгорел.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось нарушение требований НПП ГА-58 пилотом, допустившим отклонение от маршрута и снижение с заданного эшелона ночью ниже установленной безопасной высоты (900 м).
    В Приказе ММФ №26 от 02.02.59 указывается, что комиссия не вскрыла косвенных причин катастрофы самолёта Ил-14. В этой катастрофе виноваты также служба движения Хатангского аэропорта и и.о. нач. а/п Амдерма, который заменил в экипаже штурмана, назначенного командиром эскадрильи, другим штурманом, что могло повлечь за собой несработанность лётчика со штурманом. Вскрыты также серьёзные недостатки в работе Полярной авиации в организации лётной службы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.