Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Архангельского УГА в районе устья реки Нерута
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 марта 1973 г.
Время:  09:32
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, устье реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-29006
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
 


Описание
    Экипаж 73 летного отряда выполнял десантно-съемочный полет по обслуживанию экспедиции №10 Ухтинского территориального геологического управления Коми АССР. Взлет произведен в 08:59. На борту находилось 6 служебных пассажиров - работников экспедиции. В 09:32 экипаж доложил о заходе на посадку в районе работы экспедиции, а также о посадке Ми-4 №31488 в этом же месте. Через 15 минут на связь вышел экипаж Ми-4 №31488 и доложил КДП а/п Нарьян-Мар, что произвел посадку с целью оказания помощи экипажу и определил, что вертолет разрушен и горит, экипаж и пассажиры погибли.
    Фактическая погода в районе происшествия соответствовала минимуму КВС - облачность 8-9 баллов средняя, видимость 6-8 км, ветер 8-10 м/с, поземок.
    Комиссия установила, что аварийная ситуация сложилась из-за обрыва лопасти несущего винта с последующим ее ударом в концевую балку, что исключило возможность воздействия экипажа на управляемость вертолетом. Вертолет столкнулся с поверхностью земли с углом около 45° в перевернутом положении и взорвался.
    Катастрофа произошла в 09:32 в районе устья реки Нерута, 67 км северо-северо-восточнее Нарьян-Мара.
    Лопасть НВ найдена в 410 м сзади по линии полета. Обрыв произошел между 5 и 6 отсеками из-за усталостной трещины лонжерона по вине завода-изготовителя лопастей НВ - п/я Г-4574. Наработка лопасти с начала эксплуатации составила 1677 часов, из них 1337 часов в летно-испытательном отряде ГосНИИ ГА и 340 часов в Нарьян-Марском ОАО.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29006
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.01.1962
Заводской номер ВС 12117
Наработка ВС (часы) 6745
Наработка ВС (циклы) 11491
Силовая установка Б94162909


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В акте экспертизы ГосНИИ ГА указывается:
    1) В результате проведенных исследований подтверждается вывод комиссии по расследованию ЛП, что причиной катастрофы явился обрыв лопасти НВ в полете;
    2) Разрушение лопасти 2МЛ 48301 имеет типично усталостный характер и произошло на относительном радиусе 0,38 между 5 и 6 хвостовыми отсеками. Очаг усталостного излома расположен на наружной поверхности нижней полки лонжерона на расстоянии 1 мм под обшивкой 6-го отсека и 3 мм от задней стенки;
    3) Причиной разрушения лопасти явился концентратор напряжения - коррозионное поражение глубиной 0,55 мм, превышающее глубину наклёпанного слоя примерно на 0,2 мм;
    4) Коррозионное состояние всей лопасти неудовлетворительное, аналогичные коррозионные поражения располагаются на верхних и нижних полках лонжерона и имеют глубину: в зоне стыков - 0,07…0,3 мм, вне зоны стыков и склейки - 0,04…0,22 мм. Коррозионные поражения на задней стенке отсутствуют;
    5) Качество материала и изготовления лонжерона лопасти соответствуют ТУ;
    6) Защита некоторых участков лонжерона ослаблена вследствие пористости лакокрасочного покрытия, вызванного нарушениями режимов сушки лопасти при окраске на заводе-изготовителе. Имеет место слабая антикоррозионная защита лонжерона в зоне стыков между отсеками вследствие тонкого слоя герметика, наносимого на стыки в соответствии с технологией завода-изготовителя, и усиленная с начала 70-ых годов. В районе приклейки хвостовых отсеков к лонжерону в 5-и стыках по нижней поверхности лопасти имеются трещины герметика - характерный дефект цельнометаллических лопастей;
    7) Установить наличие трещин ЛКП и герметика в стыке между 5 и 6 отсеками (в зоне разрушения) не представляется возможным. Клеевая фуга в зоне разрушения имеет многочисленные поры;
    8) В процессе эксплуатации лопастей имели место:
    -длительное хранение лопасти (в 3 этапа общей длительностью 2 года 5 месяцев);
    -нарушения инструкции по эксплуатации в части наблюдения, правил хранения лопастей (в заводской таре, но не под навесом) и в части отсутствия записей о проверке работоспособности системы сигнализации повреждений лонжеронов лопастей;
    9) Причинами возникновения коррозионного поражения лонжерона на стыке между 5 и 6 отсеками и в других стыках на лонжероне лопасти 2МЛ 48301 несущего винта явились неудовлетворительная антикоррозионная защита стыков хвостовых отсеков на лонжероне и длительное хранение лопасти (2,5 года) при склонности сплава к межкристаллической коррозии. Нарушение инструкции по эксплуатации в части несоблюдения правил хранения лопастей (в заводской таре, но не под навесом) могло способствовать образованию коррозии в лонжероне.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.