Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА на озере Самотлор
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 февраля 1975 г.
Время:  16:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, озеро Самотлор, Нижневартовский район
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-38305
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
 


Описание
    Экипаж 331 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Вахской нефтеразведочной экспедиции по маршруту Максимкино - квадрат 160 - Нижневартовск - Мегион - Макисмкино.
    Взлет с посадочной площадки Мегион произведен в 13:43. На борту находились 2 пассажира и 679 кг груза (печень говяжья в брикетах). Полетный вес и центровка соответствовали установленным.
    Полет по маршруту Мегион - Максимкино должен был выполняться на высоте 150 м. Траверз а/п Нижневартовск вертолет прошел в 13:54, севернее 20 км.
    Фактическая погода а/п Нижневартовск за 13:40 была - снег, видимость 3500 м, за 13:55 - облачность 10/0 средняя, снег, видимость 3000 м, за 14:10 - снег, видимость 3000 м, что выше установленного минимума для полетов вертолетов по ПВП в этом районе.
    В 13:58 экипаж доложил, что занял высоту 200 м по минимальному приведенному давлению 768 мм рт.ст. Больше связи с вертолетом не было. Он был обнаружен на льду центральной части озера Самотлор разрушенным. Экипаж и пассажиры погибли.
    По показаниям очевидцев, вертолет шел над озером Самотлор в горизонтальном полете на высоте 150-200 м вдоль ледовой дороги, справа от нее. Очевидцы обратили внимание на изменение звука работы двигателя, который резко возрос и исчез. Вертолет с левым креном и разворотом влево, быстро снижаясь, пошел вниз. Удар о поверхность озера (в 14:01 мск) произошел на большой скорости, с левым креном, положительным тангажом и большой вертикальной скоростью. При возникновении аварийной ситуации экипаж принял меры, выключил двигатель и перешел на авторотацию несущего винта с левым разворотом в сторону ледовой дороги. В сложной аварийной ситуации при производстве вынужденной посадки на заснеженную поверхность озера экипаж с техникой пилотирования не справился. Вертолет ударился о лед левой основной стойкой шасси, хвостовой опорой и разрушился, отскочив ото льда с левым разворотом на 180°. На расстоянии 50 м от места первого удара вертолет упал и окончательно разрушился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-38305
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.08.1965
Заводской номер ВС 11179
Наработка ВС (часы) 7824
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 933072076


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мегион
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мегион
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При разборке муфты свободного хода (МСХ) редуктора Р-5 установлено:
    - сепаратор МСХ имеет разрушение верхней полки размером в 4 ролика, обе части сепаратора МСХ имеют значительный двусторонний неравномерный износ перемычек окон, поверхности изношенных участков перемычек имеют сферическую форму, на торцевых поверхностях окон сепаратора имеется выработка. Выломанная часть сепаратора имеет выработку от упорного кольца, с внутренней стороны обычная рабочая поверхность с наличием выработки у конца сломанной части;
    - большая часть сепаратора имеет наклёп на центрирующих поясках, 7 роликов МСХ имеют площадки с цветами побежалости на рабочих поверхностях, расположенных с внутренней стороны редуктора, 4 ролика имеют вырывы металла с рабочих поверхностей, рабочие поверхности остальных роликов имеют различную степень обмятия металла;
    - на рабочей поверхности наружной обоймы МСХ имеются следы обмятия металла от роликов, кроме этого имеется полоса засветления от 3 до 4 мм, совпадающая с вершинами площадок прижога семи роликов;
    - на нерабочей поверхности наружной обоймы имеется светлая полоса со следами наклёпа от центрирующего пояска нажимного кольца;
    - в передней части нерабочей поверхности наружной обоймы имеется наклёп от упорного кольца;
    - на наружной поверхности нажимного кольца имеется наклёп примерно на 1/3 диаметра;
    - пружина МСХ имеет следы выработки;
    - на всех рабочих площадках звездочки имеются лунки, следы наклёпа, цвета побежалости и незначительные выкрашивания металла;
    - на центрирующих поверхностях звездочки имеется наклёп.
    Все перечисленные детали МСХ при последнем ремонте редуктора Р-5 на заводе 404 ГА установлены 1-й категории изготовления завода им. Свердлова и к моменту ЛП наработали 643 часа.
    Разрушение и проскальзывание МСХ произошло в полете, что привело к разъединению трансмиссии и падению вертолета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы явилось возникновение аварийной ситуации на борту вертолета вследствие отказа в работе муфты свободного хода редуктора Р-5.
    Виновником катастрофы является завод им. Свердлова - изготовитель деталей МСХ редуктора Р-5.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.