Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Таджикского УГА на озере Самотлор
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 февраля 1975 г.
Время:  09:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, озеро Самотлор, Нижневартовский район
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-35283
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 178 летного отряда Таджикского УГА выполнял аэровизуальные полеты в Тюменской области с площадки Мегион по обслуживанию экспедиции ССУ-3.
    Накануне дня АП экипаж получил от заказчика два экземпляра бланка заявки на полет и чистый бланк списка пассажиров с просьбой внести в него четырех человек из экспедиции или двух человек электриков с электроматериалами.
    В 07:17 экипаж перелетел с пл. Мегион в а/п Нижневартовск для дозаправки. После дозаправки и предполетной подготовки, в 08:11 экипаж произвел взлет для полета по маршруту Нижневартовск - Радужный (Варьеган). Контроль за загрузкой со стороны службы перевозок не осуществлялся, так как о прилете и вылете вертолета со стороны АДП и ЦДА информации не поступало. В результате на борту находилось 11 пассажиров заказчика (груза не было). Полетный вес 7 682 кг превышал на 182 кг допустимый, центровка +115 мм не выходила за установленные пределы.
    Прогноз погоды по квадратам 159, 146 и 148, куда не входил Радужный (таким образом КВС нарушил требования НМО ГА-73, приняв решение на вылет по прогнозу погоды не на полную глубину полета), предусматривал: облачность 10 баллов средняя, 7-10 баллов слоисто-дождевая, 300-500 м, снег, метель, видимость 3-5 км, кратковременно 1500-2500 м, ветер у земли 190-210° 7-10 м/с, умеренная болтанка.
    В 08:07 был составлен штормовой прогноз с 8 до 9 часов, предусматривавший ухудшение видимости в радиусе 10 км от а/п Нижневартовск до 1000-2000 м. Этот прогноз АМСГ своевременно на КДП МВЛ не передала, что не позволило предотвратить вылет вертолета.
    В 08:48 диспетчер МДП передал на борт корректив по квадратам 159 и 145 с 9 до 15 часов, предусматривающий видимость 1000-2000 м. Получив этот корректив, КВС принял решение на возврат в а/п Нижневартовск, находясь в 92 км от аэропорта, о чем передал диспетчеру, указав расчетное время прилета 09:25. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал. С воздуха вертолет был обнаружен в 10:26 разрушенным и сгоревшим на льду в северной части озера Самотлор (24 км северо-восточнее а/п Нижневартовск). Все находившиеся на борту погибли.
    По показаниям очевидца, находившегося на удалении 1 850 м от места происшествия, в 09:15 он видел, как вертолет на высоте около 200 м в горизонтальном полете, пролетев дорогу, резко пошел на снижение и в дальнейшем столкнулся с поверхностью озера.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 11 11
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-35283
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1964
Заводской номер ВС 10163
Наработка ВС (часы) 7424
Наработка ВС (циклы) 11321
Силовая установка Б 90171058


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нижневартовск
Пункт назначения Радужный
Начальный пункт маршрута Нижневартовск
Конечный пункт маршрута Радужный


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Отказов материальной части комиссия не обнаружила. Гидроусилители продольного и поперечного управления отправлены на экспертизу в ГосНИИ ГА (заключение ГосНИИ ГА в материалах дела отсутствует).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, вероятной причиной летного происшествия явились ошибки в технике пилотирования в сложных условиях полета, усугубившиеся возможным частичным отказом одного из гидроусилителей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.