Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Хивы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 апреля 1974 г.
Время:  08:17
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Хорезмская область, 11 км юго-восточнее Хивы
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-36513
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 164 летного отряда произвел взлет с оперативного аэродрома Хива-2 с целью доставки бригады рабочих СУ-4 (5 человек) на 395 км газопровода Шахитли - Хива (73 км от места взлета). После набора высоты 300 м КВС, в 08:13, установил связь с а/п Ургенч для получения прогноза погоды по району работ (обл. 7-10 б., верх., ср., 3-6 б. сл-куч. 300-500 м, сл-дожд, вид. 4-6 км, ветер 50-70° 30-40 км/ч, у земли 6-9 м/с, порывы 12 м/с).
    После получения прогноза погоды, в 08:14 КВС доложил о начале работы по южному сектору газопровода в 08:10 на удаление до 100 км от Хивы и попросил разрешение закончить связь.
    В дальнейшем связи с экипажем не было. Вертолет обнаружен по маршруту полета, в 7 км от аэродрома (11 км с азимутом 155° от г. Хива), разрушенным и сгоревшим. 5 служебных пассажиров, второй пилот и бортмеханик погибли на месте, КВС скончался в больнице на 5-е сутки от ожогов 40-45% тела 1-3 степени.
    Катастрофа произошла в 08:17 местного времени в пустынной песчаной местности.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-36513
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.08.1963
Заводской номер ВС 11149
Наработка ВС (часы) 8809
Наработка ВС (циклы) 17350
Силовая установка Б 9146929


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хива-2
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Хива-2
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено: вскоре после окончания связи с диспетчером КДП а/п Ургенч командир вертолета почувствовал, что вертолет резко встряхнуло и начало кидать в стороны с креном до 80°, со значительными изменениями угла тангажа и рысканием по курсу. На все отклонения ручки циклического шага и педалей влево и вправо до отказа восстановить нормальный полет вертолета не удалось. КВС сбросил «шаг-газ» и вертолет перешел на крутое снижение, продолжая совершать беспорядочные эволюции, столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Весь процесс беспорядочного падения с начала возникновения аварийной ситуации продолжался около 1 минуты. Вертолет столкнулся с землей с небольшой поступательной скоростью и почти в горизонтальном положении.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолетом из-за рассоединения гидроусилителя БУ-10П продольного управления с серьгой РП-5104-01 вследствие выпадения в полете соединяющего их болта 3027А-10-38-4. Болт не найден, истинную причину его выпадения установить не удалось.
    После разовой проверки технического состояния болтов сочленений забустерной части всех систем управления вертолетом на всем парке вертолетов Ми-4 УзУГА, при осмотре и проверке магнитным контролем, около 30% болтов были забракованы по наличию микротрещин во впадинах резьбовой части и неудовлетворительного состояния поверхности.
    Причинами выпадения болта могли быть либо усталостное разрушение, либо отсутствие контровки и гайки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.