Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Таджикского УГА в районе Пенджикента
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 октября 1973 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Ленинабадская область, 35 км южнее Пенджикента
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25235
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    30 сентября, в 13:50 мск, экипаж 178 летного отряда прибыл в а/п Душанбе с оперативной точки на вертолете Ми-8 №25635. После краткого отдыха экипаж получил задание от командира летного отряда готовиться к выполнению полета на вертолете Ми-8 №25235 по маршруту Душанбе - Джижикрут (кишлак Роват) - Душанбе с целью доставки ответственных работников ЦК КП и Совета Министров Таджикской ССР в Душанбе. Пройдя предварительную и предполетную подготовку с командиром летного отряда, экипаж получил разрешение на вылет по указанному маршруту. В процессе подготовки командир Душанбинского ОАО передал через диспетчера АДП указание об изменении маршрута (вместо Джижикрута - Пенджикент).
    Прибыв в Пенджикент, экипаж после посадки направился в геологическое управление, где доложил секретарю ЦК КП Таджикской ССР и Заместителю Председателя Совета Министров Таджикской ССР о своем прибытии и получил указание на выполнение полетов по оперативным точкам на следующий день. В 22:00 местного времени экипаж лёг спать.
    Утром 1 октября, около 07:15 местного времени, экипаж приступил к подготовке к полету. По прибытии ответственных работников, экипаж в 09:20 произвел взлет для выполнения задания, о чем доложил в службу движения а/п Душанбе. На борту находились 12 пассажиров. Полетный вес и центровка не превышали допустимые пределы.
    Прогноз погоды по районам полета с 05:45 до 12:00 предусматривал: полет в области повышенного давления, ясно, видимость более 10 км, горы открыты, слабая болтанка, ветер на высоте 3000 м - 60-20 км/ч, 5000 м - 40-40 км/ч.
    Через 13 минут полета произведена посадка у рудника Джилав. После двухчасовой стоянки экипаж, взяв еще одного пассажира, вылетел для продолжения задания по облету района селения Магиан с посадкой у рудника Кавнок. По прибытию, через 30 минут полета, в район рудника Кавнок, расположенного в горном ущелье на высоте 3100 м в 35 км южнее Пенджикента, экипаж приступил к осмотру местности и подбору площадки с воздуха. По настоятельной просьбе «Заказчика» вертолета, находящегося на борту, произвести посадку поближе к поселку, командир вертолета стал подбирать место посадки вблизи этого поселка. Вследствие сильно пересеченной местности и отсутствия необходимой площадки, отвечающей требованиям МГА для безопасной посадки, второй пилот и бортмеханик заявили командиру о невозможности посадки, на что КВС ответил: «Посмотрим». Выполнив последующий заход на место предполагаемого приземления на крайне ограниченную террасу шириной 16,5 м и стесненной скалой высотой 3,5 м, расположенную на высоте 3062 м на склоне с уклоном 30°, КВС передал экипажу: «Заходим на посадку». В период гашения скорости КВС сообщил членам экипажа, что у него не хватает управления по правой ноге. На последующие заявления членов экипажа о невозможности посадки, командир вертолета должным образом не среагировал, стал приземлять вертолет в непосредственной близости скалы и высадил в режиме висения бортмеханика для корректировки посадки вертолета. Вертолет приземлился передним и правым колесами на площадку под углом 20° к ее границе, при этом правое колесо находилось на краю склона. Бортмеханик дал сигнал перемещаться назад, но, несмотря на это, вертолет сдвинулся вперед. Затем командир, со слов второго пилота, развернул вертолет на 130° влево. В этом положении вертолет совершил несколько небольших перемещений по курсу. После сигнала бортмеханика на уход вертолет резко развернулся на 15°, пролетел над бортмехаником (который лёг на землю), и с отрицательным тангажом, вращаясь, пошёл вниз. При падении вертолет трижды ударялся о каменистый склон, затем упал на дно ущелья (62 м ниже уровня выбранной для посадки площадки), разрушился и сгорел.
    КВС и 8 пассажиров погибли. Второй пилот и 5 пассажиров получили тяжелые ранения и ожоги.
    При обследовании места происшествия комиссия обнаружила следы удара концами лопастей несущего винта о скалу, возвышающуюся над площадкой.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 13 8
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25235
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.07.1972
Заводской номер ВС 3103
Наработка ВС (часы) 394
Наработка ВС (циклы) 210
Силовая установка С 9221129 С 9221202


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Административный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией установлено, что в организации ответственного задания имелся ряд серьезных недостатков: письменной заявки с указанием цели и маршрута полетов от ЦК КП и СМ Таджикской ССР не было. Все указания отдавались в устной форме, по телефону. Конкретной цели маршрутов полета, пунктов посадки, сообщено не было. Руководство Таджикского УГА о выполнении задания извещено не было, все организационные вопросы решались работниками ЦК через командира ОАО. Такие полеты в Душанбинском ОАО выполнялись систематически, оплаты за работы «Заказчиком» не производились.
    По прибытии в Пенджикент, командир вертолета получил по телефону указание командира 178 летного отряда доложить, если будет изменение задания. Но КВС, выполняя указание «Заказчика», об изменении маршрута и цели полета командованию не доложил, в результате чего командиры не приняли необходимых мер к должной организации полета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятными причинами летного происшествия могли быть:
    - неправильное решение командира вертолета о производстве посадки на стесненную препятствиями площадку;
    - внезапное возникновение воздушного потока, по направлению и силе более допустимых пределов, неблагоприятно повлиявшее на управление вертолетом при посадке в горном ущелье;
    - смещение части пассажиров перед приземлением к входной двери фюзеляжа, чем могла быть создана чрезмерно передняя центровка, затруднившая управление вертолетом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
   
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.