Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в районе Тарко-Сале
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 июня 1974 г.
Время:  01:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, Пуровский район, 46 км севернее а/п Тарко-Сале
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22189
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Салехардский ОАО
 


Описание
    Экипаж 234 летного отряда выполнял полеты по обслуживанию Уренгойской НРЭ с оперативной точки а/п Уренгой. В день происшествия экипаж закончил работу в 17:15 мск и в 19:30 лег спать. В 21:20 их разбудил начальник а/п Уренгой Кравчук В.Т. (здесь и далее все фамилии изменены), который сказал, что надо выполнить срочное санитарное задание по доставке больного с огнестрельной раной из Уренгоя в Тарко-Сале, иначе он до утра не доживет (гр-н Кривунов В. вследствие неосторожного обращения с оружием нанес себе ранение внутренней поверхности бедра у паховой области с проникновением в брюшную полость и повреждением кишечника).
    Подготовив вертолет к вылету, экипаж, не имея прогноза и данных о фактической погоде по маршруту полета и пункту посадки, перелетел к больнице (поскольку раненый был нетранспортабелен), взял на борт пострадавшего Кривунова с сопровождающими Юрьевым Ю.М., Морозовым В. и главврачом Уренгойской больницы Ревуцкой Л.Н. и в 21:45 произвел взлет. На борту также находились авиатехники Земницкий А.С. и Акаев Ю.К. для обслуживания вертолета в а/п Тарко-Сале.
    Через 7 минут после взлета, встретив погоду, близкую к минимуму и, усомнившись в достаточном количестве топлива на случай возврата на аэродром вылета, принял решение о возврате для дозаправки вертолета. Высадив больного и сопровождающих у больницы, экипаж перелетел на стоянку. Так как на заправочной площадке стоял вертолет Ми-6, нач. а/п Кравчук поднял его экипаж, который переместил Ми-6 на другую площадку. Заправив топливо в количестве 2300 литров, экипаж с авиатехниками перелетел к больнице и, взяв на борт раненого, врача и сопровождающих в том же составе, что и при первом вылете, в 22:50 произвел взлет.
    Погода в момент взлета в районе а/п Уренгой была: облачность 10 баллов слоистая высотой 200 м, дымка, видимость 2000 м, ветер 50° 3 м/с, температура воздуха 8°С. Перед вылетом экипаж принял решение следовать по пойме р. Пур для облегчения визуальной ориентировки. Начальник аэропорта Кравчук после взлета вертолета поехал в аэропорт для руководства полетами, хотя не имел допуска к УВД.
    Первоначально полет выполнялся на высоте 100 м, а в дальнейшем, из-за ухудшения погоды, экипаж снизился до 50 м. На удалении 35-40 км от Тарко-Сале экипаж принял решение о возврате в Уренгой из-за невозможности продолжать полет по метеоусловиям. Развернувшись на 180° и продолжая полет в сторону Уренгоя на высоте 50 м, экипаж решил произвести посадку на песчаную косу острова на реке Пур и ждать улучшения погоды. Снижаясь для производства посадки, вертолет попал в полосу тумана и, продолжая снижаться, ударился о водную поверхность, разрушился и затонул в 400 м от острова и в 350 м от обоих берегов реки. Часть пассажиров выбросило, а некоторые выплыли из вертолета через открывшиеся при ударе створки грузовой кабины. После затопления вертолета над водой остались левое колесо основного шасси и две лопасти несущего винта, на которых находились пострадавшие, за исключением КВС, которого выбросило из полностью разрушившейся пилотской кабины и он выплыл по течению на остров. Через 2,5-3 часа помощь пострадавшим оказал проходящий катер, доставивший их в больницу в Тарко-Сале. Бортмеханик, больной и сопровождающий Морозов погибли. Трупы Кривунова и Морозова обнаружены в вертолете после его подъема. Тело бортмеханика обнаружить не удалось.
    Катастрофа произошла в 23:30 мск 26 июня (01:30 местного времени 27 июня) в 46 км с азимутом 16° от а/п Тарко-Сале.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 6 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22189
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.05.1971
Заводской номер ВС 2112
Наработка ВС (часы) 2242
Наработка ВС (циклы) 4573
Силовая установка С 9221273 С 9121279


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Салехардский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Тарко-Сале
Начальный пункт маршрута Уренгой
Конечный пункт маршрута Тарко-Сале


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились нарушение экипажем минимума погоды и неправильное решение о выполнении посадки в условиях ограниченной видимости вне аэродрома.
    Сопутствующие причины:
    1) отсутствие организации данного вылета со стороны нач. а/п Уренгой Кравчука, не принявшего мер к обеспечению вылета связью, информацией о фактической и прогнозируемой погоде по маршруту и в пунктах посадки и вылета, и не обеспечившего руководство движением вертолета;
    2) отсутствие должной подготовки к данному полету со стороны экипажа;
    3) грубое нарушение правил полетов со стороны КВС, принявшего решение на вылет без прогноза погоды и данных о фактической погоде по маршруту полета и пункту посадки и выполнявшего полет на высоте ниже безопасной;
    4) запоздалое принятие решения на возврат.
    Виновники:
    1) Командир вертолета - нарушил требования НПП ГА-71, вылетев без прогнозируемой и фактической погоды по маршруту полета и пункту посадки при погоде хуже минимума, и выполняя полет на высоте ниже безопасной;
    2) Начальник а/п Уренгой - проявил преступную халатность при организации вылета по срочному санзаданию: не принял мер по обеспечению экипажа информацией о погоде, имея возможность ее получить через а/п Салехард; не имея допуск к УВД, руководителя полетов не вызвал, а лично руководил движением ВС, тем самым не обеспечив квалифицированное руководство полетом; получив от метеонаблюдателя в 23:10 штормовое оповещение о начавшемся в Уренгое тумане с видимостью 500 м, на борт его не передал и никаких указаний не дал, хотя связь с вертолетом в это время была;
    3) второй пилот - проявил пассивность и не воспрепятствовал командиру вертолета в принятии неправильного решения на вылет и нарушении безопасной высоты полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.