Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Конверс Авиа в районе Когалыма
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 июля 2014 г.
Время:  11:33
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Нижневартовский район, Ватьёганское нефтяное месторождение, 40 км восточнее а/п Когалым
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23721
Авиакомпания:  Конверс Авиа
 


Описание
    КВС выполнял плановый облёт объектов (нефтепровода и кустовых площадок) Ватьёганского месторождения с представителями заказчика на борту вертолёта из а/п Когалым.
    После выполнения облёта КВС выполнил посадку на площадку, подобранную с воздуха, в районе цеха добычи нефти и газа № 5 (ЦДНГ-5) территориально-производственного объединения «Повнефтегаз» для высадки представителя заказчика. После его высадки КВС выполнил взлёт с МК=249° для возврата в аэропорт Когалым. На удалении 430 м от места взлёта, на высоте полёта 10-15 м произошло столкновение лопастями НВ с проводами ЛЭП 35 кВ.
    В результате вертолёт потерял управление и с левым вращением столкнулся с заболоченной земной поверхностью в 38 м от автомобильной дороги и упал на левый борт, частично погрузившись в воду. Пилот погиб. Пожара не возникло. У вертолета деформирована левая сторона фюзеляжа, разрушен несущий винт и хвостовая балка. Повреждены 4 провода ЛЭП 35 кВ.
    Катастрофа произошла в 11:33 местного времени (05:33 UTC) в 40,7 км от КТА а/п Когалым с азимутом 94° (62°09’51” СШ, 75°18’58” ВД).
    Предполагаемая фактическая погода на месте АП:
    ветер у земли 230°-240°, скорость ветра 5-10 м/с, видимость 10 км, явлений нет, облачность незначительная кучево-дождевая высотой 600-800 м, сплошная средняя, температура у земли около +15°С, давление у земли по площадям от 749 до 756 мм рт. ст.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23721
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 29.06.1985
Заводской номер ВС 549304065
Наработка ВС (часы) 8759
Наработка ВС (циклы) 21996
Силовая установка 481643027 481681141


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Конверс Авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Когалым
Начальный пункт маршрута Когалым
Конечный пункт маршрута Когалым


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия обнаружила на месте происшествия карманный компьютер, которым КВС пользовался в качестве нештатного оборудования для навигации. На основании дешифрования его информации установлено, что КВС выполнил взлет по-вертолетному, с использованием влияния «воздушной подушки», с зависанием вертолета на высоте около 3 м, с дальнейшим разгоном скорости около 30 км/ч и набором высоты до 12 м. После взлета и до столкновения с ЛЭП (около 30 сек. после взлета) полет выполнялся на высоте около 10-12 м (высота провисания электропроводов ЛЭП от земли составляла около 15 м) и скорости полета около 30 км/ч.
    Фактически, КВС после взлета дальнейший разгон скорости не выполнял и набор высоты не осуществлял. В соответствии с положениями РЛЭ вертолета Ми-2, при взлете по-вертолетному с использованием влияния «воздушной подушки» рекомендуется выполнить энергичный разгон скорости до 60-70 км/ч. После чего необходимо выполнить набор высоты для преодоления препятствий. В предыдущих 7 полетах рекомендованные РЛЭ параметры взлета пилотом выдерживались. Заключительный фрагмент записи последнего полета навигатора содержит участок, сопровождаемый прерыванием записи траекторной информации на 6 секунд. Прерывание записи, наиболее вероятно, обусловлено ухудшением условий приема спутниковых сигналов антенной прибора вследствие его перемещения внутри кабины. Фрагмент полета, непосредственно предшествующий прерыванию записи, сопровождается одновременным снижением высоты и скорости полета.
    Со слов очевидцев, выполнявших полеты с КВС ранее, следует, что в процессе выполнения полетов были неоднократные случаи падения навигатора с места крепления под приборную доску пилота. КВС, при попытке поднять карманный компьютер, отвлекался от пилотирования вертолета.
    Прерывание записи траекторной информации на время 6 сек. в аварийном полете 10.07.2014 г. позволяет предположить, что при выполнении взлета произошло падение карманного компьютера с места крепления. При этом, КВС отвлекся от пилотирования вертолетом и упустил контроль за внекабинном пространством.
    Появление записи траекторной информации через 6 сек., на 2 сек., а затем дальнейшее прерывание записи, вплоть до столкновения с проводами ЛЭП, может свидетельствовать о том, что КВС не закрепил карманный компьютер.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-23721 явилось выполнение полета на высоте 10-12 м, не обеспечивающей безопасный пролет над препятствием, что привело к столкновению с проводами воздушной ЛЭП.
    Причину выполнение полета на высоте 10-12 м однозначно установить не представилось возможным, но, наиболее вероятно, пилот в процессе взлета отвлекся от пилотирования вертолета и контроля внекабинного пространства из-за возможного падения с места крепления карманного компьютера HP iPAQ Travel Companion, используемого КВС в качестве нештатного навигационного устройства.
    Способствующим фактором могло явиться отсутствие маркировки проводов воздушной ЛЭП.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.