Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-6 Тюменского УГА в районе Газ-Сале
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 февраля 1974 г.
Время:  19:29
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 30 км юго-западнее а/п Тазовский
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21145
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
 


Описание
    Экипаж 255 летного отряда, выполняя задание по обслуживанию экспедиции, перегонял вертолет к месту базирования по маршруту Тюмень - Игрим - Газ-Сале. На борту находился груз в количестве 25 мест весом 2500 кг в мягкой упаковке (тюки со спецодеждой, матрасы), 1 сопровождающий груз и 5 человек технической бригады для обслуживания вертолета на месте базирования.
    Полет до Игрима проходил на высоте 150 м с проверяющим, пилотом-инструктором МГА, который в Игриме сошёл. После полной заправки в Игриме вылет на Газ-Сале произведен в 13:46 мск. Полет в течение 17 минут производился на эшелоне 900 м, но ввиду малой путевой скорости, экипаж, с разрешения диспетчера, занял эшелон 200 м по ПВП. Перед наступлением темноты, за 40 минут до пролета а/п Надым, экипаж занял эшелон 400 м. Диспетчер а/п Надым при подлете вертолета дал указание занять эшелон 600 м, но экипаж (согласно барограммы) это указание не выполнил. В дальнейшем полет выполнялся на высоте 400 м с последующим снижением до 200-250 м, с целью увеличения путевой скорости из-за встречного ветра. Пилотировал второй пилот при включенном автопилоте по каналам крен-тангаж. В процессе снижения приборная скорость значительно увеличилась, что при малых оборотах несущего винта и полете с большим левым скольжением привело к раскачке вертолета, ухудшению его устойчивости и управляемости. Вертолет с правым креном перешел на кабрирование. Второй пилот, пытаясь исправить создавшееся положение, сбросил «шаг-газ» до малого, не предупредив об этом командира вертолета, который поздно взял управление на себя. В процессе устранения создавшегося сложного положения вертолета экипаж высоту полета не контролировал, а пытался восстановить скорость, которая в результате кабрирования вертолета и сброса «шаг-газ» вторым пилотом уменьшилась до 120 км/ч. Вертолет со сброшенным «шаг-газом» продолжал снижение. В непосредственной близости от земли экипаж уменьшил вертикальную скорость снижения. Вертолет с незначительным углом снижения, на скорости около 200 км/ч столкнулся с землей и опрокинулся на левый борт, получив значительные разрушения. Техник-бригадир АТБ погиб (механическая асфиксия рвотными массами), остальные пассажиры и члены экипажа получили незначительные ушибы. Катастрофа произошла в 17:29 мск в 30 км с азимутом 230° от а/п Тазовский.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 6 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21145
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.02.1972
Заводской номер ВС 726107В
Наработка ВС (часы) 1780
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С 3032012 С3033056


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, 1-й Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Игрим
Пункт назначения Игрим
Начальный пункт маршрута Тюмень (Плеханово)
Конечный пункт маршрута Газ-Сале


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что при пролете Надыма экипаж знал о том, что по прилету в Газ-Сале топлива на борту останется около 1000 кг, но принял безрассудное решение продолжать полет до пункта назначения, при встречном ветре, с недопустимым навигационным запасом топлива, чем нарушил п.5.14 НПП ГА-71. В целях увеличения путевой скорости, в дальнейшем полет в ночных условиях, над безориентирной местностью, выполнялся на высоте 400 м, с последующим снижением до 250-200 м. Полет с левым скольжением при включенном в режим крен-тангаж автопилотом, в нарушение п.9 раздела «Летные ограничения» РЛЭ Ми-6, выполнялся на повышенной скорости, и в нарушение п.10 РЛЭ - на пониженных оборотах несущего винта.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось:
    1) нарушение экипажем п.5.14. и 2.6.2 НПП ГА-71 и РЛЭ Ми-6 п.9,10 раздела «Летные ограничения»;
    2) неправильные действия командира вертолета при создавшейся аварийной обстановке.
    Сопутствующие причины: штурман вертолета допустил ошибку в расчете путевой скорости и времени прибытия в пункт назначения и не настоял на следовании на запасной аэродром ввиду недостаточного навигационного запаса топлива.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.