Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-200 'Морава' Северо-Кавказского УГА южнее Волгограда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 июля 1968 г.
Время:  13:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Волгоградская область, Светлоярский район, близ н.п. Большие Чапурники
Тип ВС:  Let L-200D Morava
Регистрация ВС:  СССР-02110
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
Рейс:  765
 


Описание
    Пилот 231 летного отряда 1-го Волгоградского ОАО выполнял рейс №765 Волгоград - Элиста. Взлет в а/ Гумрак произведен в 13:06. На борту находились 4 взрослых пассажира (в том числе Зам. Председателя Совета Министров Калмыцкой АССР и его супруга).
    Погода по району аэропорта - облачность 3/0, средняя, видимость 20 км, ветер 90° 9-13 м/с, давление 752 мм рт.ст.
    Полет проходил на заданном эшелоне 900 м. В 13:30 пилот доложил пролет поворотного пункта Солодники, после чего диспетчер РДП дал указание занять эшелон 1 500 м. В 13:35 пилот доложил об отказе правого двигателя и несрабатывании системы флюгирования винта отказавшего двигателя. На запрос диспетчера о принятом решении он ответил, что возвращается на аэродром вылета. В дальнейшем, на запросы диспетчера, пилот неоднократно докладывал, что винт не флюгируется, скорость по прибору 160 км/ч, полет выполняется со снижением. В 13:43 пилот сообщил о принятии решения о посадке с подбором площадки с воздуха и что в данный момент высота полета 180 м, приборная скорость 145 км/ч. В 13:40 диспетчером РДП было обращено внимание пилота на наличие запасного аэродрома по маршруту полета. В 13:46 пилот доложил о районе подобранной площадки, после чего связь прекратилась. Самолет был обнаружен в районе н.п. Большие Чапурники (50 км юго-восточнее а/п Волгоград) разрушенным. Пилот и пассажиры погибли.
    Установлено, что пилот, подобрав с воздуха площадку, осуществлял заход на предельно малой скорости, с убранными шасси, с выключенным зажиганием левого двигателя. Снизившись до высоты выравнивания, пилот обнаружил значительный подъем рельефа местности выбранной площадки по курсу посадки. Во избежание столкновения с расположенным впереди уклоном местности, пилот взятием штурвала на себя допустил дальнейшую потерю скорости. С высоты 5-6 м самолет перешел на нос и при ударе о землю разрушился. После удара носовой частью самолет отбросило назад-вправо на 1,5 м и развернуло на 20-25° вправо. Пожара не было.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Let L-200D Morava
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02110
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.01.1964
Заводской номер ВС 171325
Наработка ВС (часы) 2959
Наработка ВС (циклы) 2414
Силовая установка 60609 60384


Сведения о рейсе

Номер рейса 765
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Волгоград (Гумрак)
Пункт назначения Элиста
Начальный пункт маршрута Волгоград (Гумрак)
Конечный пункт маршрута Элиста


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению ГосНИИ ГА, отказ правого двигателя в полете произошел из-за закупорки сеток входного фильтра алюминиевой стружкой, что привело к падению давления масла, вследствие разрушения переднего стопорного кольца поршневого пальца цилиндра №4. Причину несрабатывания флюгерной системы винта правого двигателя установить не удалось.
    Разрушение стопорного кольца произошло из-за производственного дефекта по вине завода-изготовителя в ЧССР.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явился отказ в полете правого двигателя и флюгерной системы винта отказавшего двигателя.
    Другие причины:
    1) несвоевременное принятие решения пилотом о подборе площадки и производстве вынужденной посадки;
    2) потеря пилотом скорости при заходе на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.