Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2П Сыктывкарского ОАО в районе а/п МВЛ Усть-Кулом
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 ноября 1981 г.
Время:  10:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Усть-Куломский район, 5 км северо-западнее а/п Усть-Кулом
Тип ВС:  Ан-2П
Регистрация ВС:  СССР-01808
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Рейс:  И-210
 


Описание
    В 08:49 мск (09:49 мест. вр.) экипаж Ан-2 №40564 72 летного отряда Сыктывкарского ОАО, следовавший рейсом И-225 по маршруту Сыктывкар – Помоздино через Усть-Кулом (вылет в 08:15), доложил диспетчеру КДП МВЛ а/п Усть-Кулом о входе в зону по ПВП на высоте 300 м и расчетное время пролета а/п Усть-Кулом в 09:13. Диспетчер разрешил подход на высоте 300 м по ПВП с докладом рубежа 20 км, выдав экипажу обратный пеленг 87°, что соответствовало нахождению ВС на ЛЗП.
    Экипаж Ан-2 №01808 того же летного отряда выполнял рейс И-210 Троицко-Печорск – Усть-Кулом – Сыктывкар. Рейс был прерван в а/п Усть-Кулом 25 ноября по метеоусловиям а/п Сыктывкар. В 08:56 экипаж получил разрешение на вылет из а/п Усть-Кулом по маршруту на Сыктывкар по ПВП.
    В 09:06 экипаж Ан-2 №40564 доложил рубеж 20 км и получил указание занять высоту 150 м по давлению 741 мм рт.ст. для следования на Помоздино через ОПРС Усть-Кулом, как это предусматривает ИПП а/п Усть-Кулом.
    Прогноз погоды по а/п Усть-Кулом с 08:00-12:00-15:00 предусматривал: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая высотой 150-200 м, во втором сроке 200-300 м, средняя. Кратковременный снег, видимость 6-10 км, в снеге 2-4 км, в облаках умеренное обледенение, ветер 130-150° 5-8 м/с.
    Фактическая погода а/п Усть-Кулом за 09:05 была: облачность 10/10, слоисто-дождевая 180 м, снег, видимость 4 000 м. Назначенная диспетчером высота 150 м при фактической высоте облачности 180 м не соответствовала требованиям НПП ГА-78 в части обеспечения минимального вертикального расстояния 50 м от ВС до НГО.
    По показаниям экипажа Ан-2 №40564, высота облачности в зоне взлета и посадки а/п Усть-Кулом составляла 200-250 м при видимости 3-5 км, ухудшавшейся за счет дымки и слабого снега.
    В 09:06 экипаж Ан-2 №01808 получил разрешение диспетчера КДП МВЛ выруливать на исполнительный старт с МК=80°, при этом диспетчер, в нарушение Технологии работы диспетчера, не сообщил скорость и направление ветра, а также высоту нижней границы облачности. В 09:09 по разрешению диспетчера экипаж произвел взлет. Подходящий к аэродрому на высоте 150 м экипаж Ан-2 №40564 передал диспетчеру, что следует на ОПРС. Через 50 секунд после взлета и набора высоты экипаж Ан-2 №01808 доложил о взлете и запросил: «Разрешите правым на курс». Диспетчер ответил: «01808, выход правым, рубеж 20 на 150 доложите». Разрешение на выход правым разворотом являлось нарушением ИПП а/п Усть-Кулом, предусматривающем после взлета с МК=80° для следования на Сыктывкар выход левым разворотом на КО Ульяново для исключения встречного движения. Заданная высота 150 м также не соответствовала требованиям НПП ГА-78 (при НГО 180 м). По расчету, к этому моменту Ан-2 №40564 находился в 10 км от КТА. Экипаж Ан-2 №01808 о наборе заданной высоты не сообщил, необходимый курс для следования по разведенному маршруту на Ульяново не взял, а выполнял полет с курсом, обратным посадочному, навстречу Ан-2 №40564 без доклада об этом диспетчеру.
    В 09:12 фактическая видимость на аэродроме резко уменьшилась с 4 000 м до 2 000 м, что не соответствовало для выполнения полетов по ПВП обоим экипажам (минимумы 150х2000 м). В нарушение НМО ГА-73 техник-наблюдатель АМСГ видимость 2 000 м диспетчеру не передал. Снежный заряд, ухудшивший видимость до 2 000 м, а затем в 09:35 – до 1 500 м, смещался к аэродрому с южного, юго-западного направления в район, где затем произошло АП и где проходил полет Ан-2 №01808, экипаж которого, встретив метеоусловия, не соответствующие ПВП, не принял мер по обеспечению безопасности полета в нарушение НПП ГА-78, и продолжал полет в условиях хуже минимума полетов по ПВП. Самолет на фоне облачности, снегопада и подоблачной дымки, при ухудшенной горизонтальной видимости, сливался с окружающей средой, что значительно затрудняло его своевременное обнаружение экипажем Ан-2 №40564. При этом, горизонтальная видимость под облаками в снегопаде для экипажа Ан-2 №40564 составляла менее 1 500 м при видимости у земли 3 000 м, что не было учтено экипажем и оказывало влияние на своевременность обнаружения Ан-2 №01808. За 35 секунд до столкновения экипаж Ан-2 №01808 запросил, а через 5 секунд, не дожидаясь разрешения, доложил о пересечении посадочного курса без уточнения места пересечения. По расчетам, в это время Ан-2 №01808 находился на удалении 4 км от КТА с магнитным курсом около 330°. На запрос диспетчера о местонахождении Ан-2 №40564 его экипаж сообщил о подходе к н/п Носим и подтвердил принятую информацию о наличии пересекающего ему курс самолета. В это время расстояние до точки пересечения их маршрутов было по 1,5 км от каждого ВС и между ними составляло 4,5 км. Ан-2 №40564 следовал с МК=87°. Через 33 секунды, в 09:13 мск, следуя на встречно-пересекающихся под углом 60° курсах, ВС столкнулись в районе н/п Носим Усть-Куломского р-на на удалении 5 км от а/д Усть-Кулом с азимутом 290°. По заявлению экипажа Ан-2 №40564, Ан-2 №01808 неожиданно появился справа и несколько сверху. Проверяющий Акутин, увидев его, принял меры по отвороту влево и вниз, но предотвратить столкновение не смог. Ан-2 №01808 упал в лес в 2 км от н/п Носим (61°43’ СШ, 53°36’ ВД), разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры (11 взрослых и 1 ребенок) погибли. Столкновение с землей в лесу с высотой деревьев до 20 м произошло по траектории, близкой к вертикальной, с углом тангажа (-60)° и правым креном 20°, в 200-250 м от места столкновения в воздухе. Фюзеляж, ориентированный с МК=270°, разрушился до 15 шпангоута и частично сгорел. Хвостовая часть сохранилась, опирается на деревья и землю под углом 60° с правым креном 60°.
    Экипаж Ан-2 №40564 произвел вынужденную посадку в а/п Усть-Кулом (происшествие классифицируется, как поломка). Никто и находившихся на борту 12 взрослых пассажиров и 3 членов экипажа не пострадал. Самолет имеет повреждение консоли правого верхнего полукрыла, начиная с 16 нервюры, с отрывом и потерей в полете законцовки крыла и части внешнего предкрылка.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01808
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.07.1969
Заводской номер ВС 1G107-55
Наработка ВС (часы) 11704
Наработка ВС (циклы) 16670
Силовая установка К 16108206


Сведения о рейсе

Номер рейса И-210
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Сыктывкарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Кулом
Пункт назначения Сыктывкар
Начальный пункт маршрута Троицко-Печорск
Конечный пункт маршрута Сыктывкар


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на развитие аварийной ситуации оказали влияние следующие факторы:
    1) Допущенное экипажем Ан-2 №01808 нарушение схемы выхода после взлета, выполнение полета по встречному маршруту, невыдерживание установленного вертикального расстояния от ВС до нижней кромки облачности, невыдерживание правил и условий полета по ПВП, непринятие мер по выходу из условий полета с видимостью ниже установленной, несообщение об этом диспетчеру, несоблюдение правил осмотрительности и радиоосмотрительности.
    2) Нарушения диспетчером КДП, выразившиеся в невыдаче экипажу Ан-2 №01808 информации о высоте НГО, в несоблюдении ИПП а/п Усть-Кулом в части схемы выхода для борта №01808, в невыдаче информации для экипажа Ан-2 №01808 о воздушной обстановке.
    3) Позднее обнаружение борта №01808 экипажем Ан-2 №40564, что могло быть связано с внезапным его появлением из нижней кромки облачности.
    4) Допущенные недостатки в метеобеспечении полетов по МВЛ по маршруту и по аэродрому взлета и посадки: прогноз погоды не оправдался, штормовое предупреждение по ухудшению видимости до 1 300 м по а/п Сыктывкар и до 1 500 м по а/п Усть-Кулом были составлены без заблаговременности (только на сохранение явления), штормовое предупреждение за 09:12 об ухудшении видимости до 2 000 м в а/п Усть-Кулом не было доведено до диспетчеров КДП, что не позволило диспетчеру и экипажам обоих ВС своевременно и правильно оценить метеообстановку в районе аэродрома и по маршруту и способствовало внезапному попаданию экипажа Ан-2 №01808 в метеоусловия, не соответствующие ПВП.
    5) Неполное устранение недостатков и формальное выполнение требований приказа МГА от 06.10.81 и мероприятий по его выполнению КРС Сыктывкарского ОАО.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причинами АП являются грубые нарушения правил УВД со стороны диспетчера КДП МВД Тамазановой и правил полетов экипажем Ан-2 №01808.
    Возникновению аварийной ситуации способствовало:
    1) Позднее обнаружение самолета №01808 экипажем самолета №40564.
    2) Недостатки в метеообеспечении полетов на МВЛ со стороны АМСГ Сыктывкара и Усть-Кулома.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Данные Ан-2 №40564:
    Заводской № 1G84-17
    Дата выпуска: 30.06.1967
    наработки снэ: 13460 часов, 21320 посадок
    Двигатель: К16221231
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.