Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-200 'Морава' Северо-Кавказского УГА в районе Абрау-Дюрсо
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 марта 1966 г.
Время:  17:34
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, юго-западнее н.п. Абрау-Дюрсо
Тип ВС:  Let L-200A Morava
Регистрация ВС:  CCCP-34426
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО
Рейс:  553
 


Описание
    Пилот 265 летного отряда 1-го Краснодарского ОАО выполнял рейс №553 по маршруту Краснодар - Анапа - Краснодар. После посадки в а/п Анапа он распоряжением диспетчера МВЛ а/п Краснодар был направлен в а/п Новороссийск для вывозки пассажиров в Краснодар. Отдавая данное указание, диспетчер обеспокоился о выдаче в а/п Анапа прогноза погоды по маршруту Анапа - Новороссийск, в результате чего вылет пилота Аношина из Анапы был произведен без прогноза погоды по маршруту, который с 12 до 18 часов предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 600-1000 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер 150° 7-10 м/с, порывы 12 м/с. Внесенный корректив прогноза погоды с 12 до 18 часов предусматривал: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая 600-1000 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая 300 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер 130° 9-12 м/с. Этот прогноз и корректив, полученные диспетчером от Краснодарской АМСГ, в а/п Анапа и Новороссийск им переданы не были.
    Вылет из Анапы произведен в 14:57. Посадка в Новороссийске - в 15:10. В ходе подготовки к вылету из Новороссийска, пилот в 17:20 был ознакомлен метеонаблюдателем с фактической погодой аэропортов Новороссийск и Анапа, а также с согласием а/п Краснодар на прием самолета.
    Фактическая погода а/п Новороссийск за 16:55 была - облачность 10/6 баллов, разорванно-слоистая 400 м, визуально, средняя, видимость 28 км, ветер 150° 8-11 м/с, порывы 12 м/с, давление 751,5 мм рт.ст..
    Фактическая погода а/п Анапа за 17:00 - облачность 9/9 баллов кучево-дождевая, слоисто-кучевая 700 м глазомерно, видимость 20 км, ветер 160° 12 м/с, давление 752,7 мм рт.ст.
    Вылет из Новороссийска был задержан по причине сильного бокового ветра. К 17:20 ветер стих до 8-10 м/с и пилот принял решение на вылет. Диспетчер АДП при проверке подготовки пилота к вылету с содержанием полетных документов не ознакомился, ограничившись только подписью полетного задания, с прогнозом погоды по маршруту Новороссийск - Анапа - Краснодар пилота не ознакомил, фактическую погоду в а/п Новороссийск и по трассе глубоко не анализировал.
    Взлет произведен в 17:28. На борту находились 4 пассажира (две женщины с двумя детьми) и 10 кг почты. После взлета, на высоте 200 м, с разрешения диспетчера АДП пилот развернулся вправо курсом на Анапу и попросил разрешение закончить связь. Диспетчер разрешил закончить связь до расчетного времени выхода из зоны АДС, бортовой погоды у пилота не запрашивал. К этому времени (17:31) аэропорт Новороссийск был закрыт на основании замера высоты облачности (НГО=180 м, начало дымки, видимость 5 км, горы закрыты). Через 4-5 минут после взлета, при полете над морем вдоль береговой черты, видимость значительно ухудшилась. Пилот вместо решения на возврат принял неграмотное решение продолжать полет и приблизился к берегу с целью выполнения полета по ориентирам береговой черты в районе пос. Абрау-Дюрсо. По данным АМС Абрау-Дюрсо, с 16:30 до 20:20 в данном районе был туман с видимостью 200 м, что также подтверждается показаниями очевидцев. Пытаясь увидеть береговую черту, пилот увеличил курс следования на 10-15°, что привело к тому, что самолет, пройдя береговую черту, углубился в сторону суши, имеющей горный рельеф с превышением относительно уровня моря от 312 до 548 м. На удалении 1 км от береговой черты, следуя в горизонтальном полете с курсом 305-310°, самолет начал задевать верхушки деревьев у горы на высоте 220 м от уровня моря. В результате ударов был оторван правый закрылок, а затем правая плоскость крыла. Самолет, продолжая движение с работающими двигателями, под углом 85-90°, в перевернутом положении упал на склоне противоположной горы, на удалении 300 м от места первого касания деревьев, полностью разрушился и сгорел. Пилот и пассажиры погибли.
    Самолет был найден только 29 марта, около 17:00, на склоне горы с отметкой 283 м (у северо-западного берега озера Абрау-Дюрсо). Катастрофа произошла в 17:34 (по двум остановившимся часам).
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Let L-200A Morava
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-34426
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС декабрь 1960 г.
Заводской номер ВС 170417
Наработка ВС (часы) 2587
Наработка ВС (циклы) 2661
Силовая установка 60471 60869


Сведения о рейсе

Номер рейса 553
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новороссийск
Пункт назначения Анапа (Витязево)
Начальный пункт маршрута Новороссийск
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина ЛП: попадание самолета в район плохой видимости, переходящей в туман, и непринятие своевременных мер пилотом к выходу из зоны опасных метеоусловий.
    Другие причины:
    1) неудовлетворительная организация и руководство полетами в а/п Новороссийск, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства 1-го Краснодарского ОАО в данном аэропорте;
    2) отсутствие метеонаблюдательного поста на наиболее сложном участке трассы Новороссийск - Анапа, что не дало возможности своевременного предупреждения об опасных метеоявлениях на данном участке.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.