|
|
|
Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Стрежевого |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 июня 1968 г.
Время: 09:01
Страна: СССР
Место происшествия: Томская область, Александровский район, близ Стрежевого
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-66845
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял десантно-съемочный полет по обслуживанию Александровской нефтеразведки по маршруту Александровское – НРЗ – Стрежевой – буровая Р60 – буровая Р52- Александровское с посадками на подобранные площадки. В Стрежевом экипаж высадил 4-х пассажиров и в 05:56 мск произвел взлет с одним пассажиром на борту. После набора высоты 200 м, в горизонтальном полете примерно через 5 минут после взлета, ручка циклического шага самопроизвольно равномерно пошла в крайнее заднее положение. Вертолет при этом перешел в режим кабрирования с углом тангажа около 90°. Физической силы экипажа было недостаточно для того, чтобы удержать ручку или отдать ее от себя. Вертолет из положения, близкого к вертикальному, свалился на левый борт. Вращаясь в левую сторону с переменным изменением угла тангажа и крена, вертолет упал в заболоченное место, поросшее кустарником и отдельными деревьями. Первоначальный удар произошел концевой балкой, после чего вертолет, ударившись носовой частью, перевернулся на втулку несущего винта, продвинулся на ней некоторое расстояние и с левым разворотом свалился на левый борт. Командир вертолета, бортмеханик и пассажир получили тяжелые ранения, второй пилот - легкие ранения. Бортмеханик скончался в больнице через 30 минут после поступления.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
1 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-66845 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.05.1959 |
Заводской номер ВС |
0678 |
Наработка ВС (часы) |
5410 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 9025816 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Александровское |
Конечный пункт маршрута |
Александровское |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При осмотре гидроусилителя БУ-10П было обнаружено отсутствие болта командного золотника. Распорные втулки и шайбы крепления болта золотника находились в пазах крепления качалки гидроусилителя. Выпавший болт на месте АП отыскать не удалось.
Болт золотника гидроусилителя служит его осью, при эксплуатации не снимается и никаких работ с ним не производится. Согласно «Регламента технического обслуживания вертолета Ми-4», производится проверка крепления гидроусилителей продольного и поперечного управления, состояние шлиц-шарниров гидроусилителей, проверка гибких шлангов, зазоров между качалкой и вилкой головки и т.д. Головка болта фиксируется от проворачивания на двух штифтах, что исключает срез шплинта гайки и ее отворачивание. Следовательно, гайка в полете отвернуться не могла.
По конструкции фасонный болт имеет по длине разный диаметр: у головки - 10 мм, у гайки - 4 мм, и два эксцентрика, каких-либо нагрузок при работе не несет, являясь осью командного золотника. Разрушиться он мог только в результате допущенных нарушений технологии при его изготовлении на заводе (отсутствие галтели при переходе, подрезка болта при нарезании резьбы, обработка и подрезка болта при выполнении эксцентрика и т.д.). При сборке гидроусилителя и наворачивании гайки на болт он мог быть перетянут, а при вибрации на вертолете - разрушиться и выпасть. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главной причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолетом в горизонтальном полете в продольной оси. Отказ продольного управления выразился в самопроизвольном отклонении ручки управления на себя до отказа, с силой, превышающей физические возможности обоих пилотов отдать ее от себя, что создало резкий кабрирующий момент вертолету, потерю им скорости, сваливание в левый крен и падение на землю.
Наиболее вероятной причиной отказа продольного управления явился произвольный уход в крайнее положение командного золотника гидроусилителя БУ-10П вследствие разрушения в полете болта этого золотника.
Нарушения или ошибки в пилотировании экипажем и при техническом обслуживании вертолета инженерно-техническим составом, которые могли привести к данному происшествию, комиссия не усматривает.
По заключению ГосНИИ ГА, гидроусилитель продольного управления №Н710С1198 не работоспособен ввиду отсутствия эксцентрикового болта БУ-510110. Установить причину отсутствия болта не представляется возможным, так как на месте происшествия болт не найден.
В заключении Главной инспекции ГА указывается, что на основании изучения материалов расследования и заключения ГосНИИ ГА установлено, что летное происшествие с вертолетом Ми-4 №66845 произошло по причине отказа продольного управления вертолетом вследствие разрушения болта крепления командного золотника гидроусилителя БУ-10П. Летное происшествие числить по причине конструктивно-производственного дефекта.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|