Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Стрежевого
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июня 1968 г.
Время:  09:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Томская область, Александровский район, близ Стрежевого
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-66845
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял десантно-съемочный полет по обслуживанию Александровской нефтеразведки по маршруту Александровское – НРЗ – Стрежевой – буровая Р60 – буровая Р52- Александровское с посадками на подобранные площадки. В Стрежевом экипаж высадил 4-х пассажиров и в 05:56 мск произвел взлет с одним пассажиром на борту. После набора высоты 200 м, в горизонтальном полете примерно через 5 минут после взлета, ручка циклического шага самопроизвольно равномерно пошла в крайнее заднее положение. Вертолет при этом перешел в режим кабрирования с углом тангажа около 90°. Физической силы экипажа было недостаточно для того, чтобы удержать ручку или отдать ее от себя. Вертолет из положения, близкого к вертикальному, свалился на левый борт. Вращаясь в левую сторону с переменным изменением угла тангажа и крена, вертолет упал в заболоченное место, поросшее кустарником и отдельными деревьями. Первоначальный удар произошел концевой балкой, после чего вертолет, ударившись носовой частью, перевернулся на втулку несущего винта, продвинулся на ней некоторое расстояние и с левым разворотом свалился на левый борт. Командир вертолета, бортмеханик и пассажир получили тяжелые ранения, второй пилот - легкие ранения. Бортмеханик скончался в больнице через 30 минут после поступления.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-66845
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.05.1959
Заводской номер ВС 0678
Наработка ВС (часы) 5410
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 9025816


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Колпашевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Александровское
Конечный пункт маршрута Александровское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При осмотре гидроусилителя БУ-10П было обнаружено отсутствие болта командного золотника. Распорные втулки и шайбы крепления болта золотника находились в пазах крепления качалки гидроусилителя. Выпавший болт на месте АП отыскать не удалось.
    Болт золотника гидроусилителя служит его осью, при эксплуатации не снимается и никаких работ с ним не производится. Согласно «Регламента технического обслуживания вертолета Ми-4», производится проверка крепления гидроусилителей продольного и поперечного управления, состояние шлиц-шарниров гидроусилителей, проверка гибких шлангов, зазоров между качалкой и вилкой головки и т.д. Головка болта фиксируется от проворачивания на двух штифтах, что исключает срез шплинта гайки и ее отворачивание. Следовательно, гайка в полете отвернуться не могла.
    По конструкции фасонный болт имеет по длине разный диаметр: у головки - 10 мм, у гайки - 4 мм, и два эксцентрика, каких-либо нагрузок при работе не несет, являясь осью командного золотника. Разрушиться он мог только в результате допущенных нарушений технологии при его изготовлении на заводе (отсутствие галтели при переходе, подрезка болта при нарезании резьбы, обработка и подрезка болта при выполнении эксцентрика и т.д.). При сборке гидроусилителя и наворачивании гайки на болт он мог быть перетянут, а при вибрации на вертолете - разрушиться и выпасть.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась потеря управляемости вертолетом в горизонтальном полете в продольной оси. Отказ продольного управления выразился в самопроизвольном отклонении ручки управления на себя до отказа, с силой, превышающей физические возможности обоих пилотов отдать ее от себя, что создало резкий кабрирующий момент вертолету, потерю им скорости, сваливание в левый крен и падение на землю.
    Наиболее вероятной причиной отказа продольного управления явился произвольный уход в крайнее положение командного золотника гидроусилителя БУ-10П вследствие разрушения в полете болта этого золотника.
    Нарушения или ошибки в пилотировании экипажем и при техническом обслуживании вертолета инженерно-техническим составом, которые могли привести к данному происшествию, комиссия не усматривает.
    По заключению ГосНИИ ГА, гидроусилитель продольного управления №Н710С1198 не работоспособен ввиду отсутствия эксцентрикового болта БУ-510110. Установить причину отсутствия болта не представляется возможным, так как на месте происшествия болт не найден.
    В заключении Главной инспекции ГА указывается, что на основании изучения материалов расследования и заключения ГосНИИ ГА установлено, что летное происшествие с вертолетом Ми-4 №66845 произошло по причине отказа продольного управления вертолетом вследствие разрушения болта крепления командного золотника гидроусилителя БУ-10П. Летное происшествие числить по причине конструктивно-производственного дефекта.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.