Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Узбекского УГА в Комсомольске-на-Устюрте
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 ноября 1991 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, Комсомольск-на-Устюрте, Кунградский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-81545
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Нукусский ОАО
 


Описание
    С 18 по 23 ноября два экипажа 12 летного отряда Нукусского ОАО (КВС Узакбаев и Давыдов, здесь и далее все фамилии изменены) находились в командировке в а/п Кунград для обслуживания заказчика - ОРС Среднеазиатского управления магистральных газопроводов. В состав экипажа Узакбаева был включен проверяющий - зам. к-ра аэ Макаев С.Я., который должен был выполнять с экипажем все полеты. 22 ноября Макаев, в нарушение п.3.8.3 НПП ГА-85, вписался без производственной необходимости в состав экипажа Давыдова, улетел с ним на аэродром КС-7 (н.п. Комсомольск-на-Устюрте, 117 км с азимутом 334° от а/д Кунград) и там заночевал.
    23 ноября КВС Узакбаев уговорил фельдшера сделать отметку о прохождении медосмотра экипажем из трех человек. В графе минимума погоды в задании на полет был указан минимум проверяющего - 150х2000 м, тогда как минимум Узакбаева был выше - 200х3000 м.
    Задание предусматривало транспортно-связной полет по маршруту Кунград - КС-7 - Каракалпакия. Прогноз погоды с 5 до 11 часов мск на а/д КС-7 предусматривал видимость 100х1000 м, что было хуже как минимума Узакбаева, так и минимума Макаева, указанного в задании на полет. Ознакомившись с данным прогнозом в 05:25 мск, Узакбаев решения на вылет не принял. В 06:10 поступил корректив к прогнозу погоду, предусматривающий видимость 150х2000 м, что соответствовало минимуму в задании, но было хуже минимума КВС. Воспользовавшись бесконтрольностью, введя в заблуждение диспетчера, что проверяющий находится в самолете, КВС Узакбаев принял решение на вылет по минимуму отсутствующего на борту проверяющего Макаева, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ Ан-2. Диспетчер выдал диспетчерское разрешение на вылет по минимуму 150х2000 м, а не по указанному в ИПП минимуму а/д КС-7 (250х3000 м). При этом в сборнике МВЛ №2 для данного аэродрома указывается другой минимум - 200х3000 м. Этого минимума диспетчер не знал. В процессе предполетной подготовки экипаж беспрепятственно провел в самолет двух неоформленных пассажиров.
    Взлет в а/п Кунград произведен в 07:03 мск. Кроме двух неоформленных пассажиров на борту находилось 760 кг груза продуктов. После взлета и выхода из зоны аэропорта экипаж встретил ухудшение погоды, продолжил полет по установленному маршруту, но с уклонением влево, по берегу Аральского моря. За 55-60 км до КС-7 Узакбаев встретил ухудшение погоды хуже минимума, но, в нарушение требований НПП ГА-85, продолжил полет до пункта назначения, постепенно снижаясь до высоты ниже безопасной. По заявлению КВС, на аэродром он вышел на высоте 50 м, при видимости, близкой к вертикальной. Схема захода на посадку на а/д КС-7 предусматривает полет по стандартному прямоугольному маршруту, правым кругом для курса посадки 50° и левым кругом для курса посадки 230°. В нарушение данной схемы, Узакбаев на высоте около 50 м сделал два круга над аэродромом. Не сумев обнаружить ВПП, он левым разворотом вышел на трассу газопровода, проходящую в 2 км западнее аэродрома и следовал вдоль нее в южном направлении в течение 3-5 минут, для возврата на а/д Кунград. Затем он изменил свое решение, развернулся на 180° и продолжил полет вдоль линии газопровода в обратном направлении, решив отыскать аэродром по дороге, следующей от газопровода к ВПП. Не заметив дороги, Узакбаев пролетел ее и продолжал полет на высоте ниже безопасной в сторону скопления искусственных препятствий в районе компрессорной станции КС-7. В 2000 м от аэродрома с азимутом 255° находилась стационарная буровая вышка высотой 52,3 м. На расстоянии 100 м от нее находилась радиовышка высотой 46 м, с другой стороны, на расстоянии 60 м, находилась старая передвижная буровая вышка высотой 30 м. При построении маневра захода на посадку с нарушением схемы захода и безопасной высоты, при погоде хуже установленного минимума, выйдя в район скопления препятствий и увидев с левой стороны радиовышку, Узакбаев отвернул от нее с незначительным правым креном 15-20° и со снижением до 30-35 м и, потеряв визуальный контакт с наземными ориентирами, в развороте столкнулся с вышкой высотой 52,3 м. Удар о вышку произошел на высоте 35 м правой полукоробкой крыльев. При ударе обе полукоробки крыльев разрушились, отделились от самолета и упали на землю вместе с вышкой. Фюзеляж самолета ударился о землю, разрушился надвое по 15-16 шпангоутам и загорелся. КВС и один пассажир при ударе о землю были выброшены из самолета и получили тяжелые травмы. Второй пилот и другой пассажир сгорели в самолете.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-81545
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.07.1984
Заводской номер ВС 1G208-49
Наработка ВС (часы) 3442
Наработка ВС (циклы) 10410
Силовая установка КЛ 145015


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Нукусский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кунград
Пункт назначения Комсомольск-на-Устюрте
Начальный пункт маршрута Кунград
Конечный пункт маршрута Каракалпакия


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явились грубые нарушения КВС Рисбаевым правил полетов, обусловленные его личной недисциплинированностью и недостатками в организации летной работы и обеспечении полетов ПАНХ в Нукусском ОАО.
    Нарушение экипажем правил полетов выразились в следующих факторах:
    - непринятие решение о возврате на аэродром вылета или запасной аэродром при ухудшении метеоусловий до значений, не соответствующих ПВП;
    - снижение и выполнение полета на высоте ниже безопасной;
    - выполнение полета не по утвержденному маршруту МВЛ;
    - нарушение схемы захода на посадку, установленной ИПП а/д КС-7.
    Недостатки в организации летной работы выразились в неудовлетворительном контроле за выполнением полетов экипажами ПАНХ в отрыве от базы.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.