Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в районе н.п. Борсенгир
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 октября 1990 г.
Время:  13:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джезказганская область, близ н.п. Борсенгир
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-19725
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ
 


Описание
    Экипаж выполнял аэровизуальный полет по облету ЛЭП, совмещенный с доставкой вахты по маршруту Джезказган - Каракаин - Борсенгир - Джезказган. На борту находились 3 служебных пассажира заказчика. Взлет в Каракаине произведен в 10:21 мск. После взлета экипаж продолжил аэровизуальный полет согласно задания. На предпосадочной прямой, при выполнении посадки на подобранную с воздуха площадку в районе н.п. Борсенгир, самолет столкнулся с проводами молниезащиты ВЛЭП и потерпел катастрофу. Оба пилота и 1 пассажир погибли, 2 пассажира тяжело ранены. Самолет частично разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 11:15 мск в 65 км с азимутом 72° от а/п Джезказган (47°53’ СШ, 68°34’ ВД).


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19725
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1975
Заводской номер ВС 1G165-39
Наработка ВС (часы) 6889
Наработка ВС (циклы) 15402
Силовая установка К 16416177


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Джезказганская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Каракаин
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Джезказган
Конечный пункт маршрута Джезказган


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что выполнение полета до Борсенгира происходило без отклонений. При подлете к н.п. Борсенгир, в районе вахтового поселка нефтяников, экипаж выполнил один контрольный круг на высоте полета над местом предполагаемой посадки и приступил к заходу на посадку левым разворотом с курсом в секторе 230-250°. В результате невыполнения в полном объеме требований п.10.1.22 НПП ГА-85 и РЛЭ Ан-2, экипаж не оценил в полной мере высоту, детальное расположение и особенности искусственных препятствий в зоне захода на посадку, что явилось фактором, усложняющим условия полета. Построение траектории снижения после выхода из 4-го разворота осуществлялось экипажем вне видимости провода молниезащиты ВЛЭП. Недостаточная осмотрительность в совокупности с внешними факторами (загрязненность остекления кабины пилотов, солнечная помеха, малое сечение провода и отсутствие на нем маркировки) могли способствовать затруднению в обнаружении объекта опасности (провода).
    Особая ситуация возникла в момент, когда экипаж в процессе захода на посадку допустил снижение ВС ниже допустимой высоты до пролета ВЛЭП, в нарушение НПП ГА-85 в части выполнения полета со снижением ниже 20 м над ВЛЭП. Заход продолжался по выбранной траектории. Усложнение условий полета и возникновение опасной ситуации члены экипажа не обнаружили, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо эволюций самолета даже в непосредственной близости от провода. Столкновение с ним произошло внезапно. Запоздалые действия КВС по предотвращению столкновения взятием штурвала на себя и увеличением режима работы двигателя были рефлекторными и не могли предотвратить развитие аварийной ситуации. Увеличение режима работы двигателя привело к увеличению уже возникшего пикирующего момента, так как провод не получил разрыва, а устойчиво зацепился за элементы конструкции основных опор шасси. В сложившейся обстановке предотвращение возникновения катастрофической ситуации стало невозможным. Самолет потерял скорость и, вращаясь вокруг поперечной оси, столкнулся с землей в 50 м от ВЛЭП, при небольшом правом крене, с углом пикирования 100°. Самолет остановился в перевернутом положении. Фюзеляж сгорел с 1 по 8 шпангоуты.
   
Описание выявленных причин АП     Выводы: причинами неправильных действий экипажа в процессе возникновения и развития особой ситуации явились:
    - излишняя уверенность КВС в возможности выполнения благополучной посадки с подбором на уже известную площадку, без выполнения в полном объеме операций по ее осмотру согласно РЛЭ, что не позволило в полной мере оценить высоту, расположение и особенности искусственных препятствий в зоне захода на посадку;
    - построение траектории снижения (глиссады) при заходе на посадку относительно хорошо просматриваемых токоведущих проводов, при невидимости провода молниезащиты, так как заход осуществлялся в пространстве между опорами ВЛЭП (расстояние между опорами около 180-200 м);
    - плохая различимость объекта опасности (провода) из-за малого сечения и отсутствия на нем контрастной маркировки;
    - световая помеха от солнца в секторе обзора, способствовавшая появлению экрана на остеклении фонаря кабины пилотов, что практически исключает возможность обнаружения провода молниезащиты;
    - недостаточная осмотрительность и контроль за высотой полета на снижении при подлете к ВЛЭП и в момент ее пересечения.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось столкновение самолета с проводами молниезащиты ВЛЭП в результате невыдерживания экипажем безопасной высоты пролета над препятствием при сочетании следующих факторов:
    - недостаточная осмотрительность;
    - недостаточный контроль за высотой полета на снижении, при подлете к ВЛЭП и в момент ее пересечения;
    - плохая различимость провода молниезащиты ВЛЭП;
    - неправильная оценка места ВС относительно препятствия, световая помеха от солнца в секторе обзора.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.