Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Магаданского УГА в районе Уэлена
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 апреля 1990 г.
Время:  13:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Чукотский АО, лагуна Уэлен
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-04355
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Шмидтовский аэропорт
 


Описание
    Экипаж Шмидтовского аэропорта Магаданского УГА выполнял транспортно-связной полет по заявке Московского филиала Географического общества СССР с целью перевозки грузов и участников международной экспедиции на собачьих упряжках «Большое кольцо» по маршруту с. Уэлен - а/п Провидения. На борту находились 4 пассажира (трое участников экспедиции, в том числе гражданка США, и авиатехник), три собачьи упряжки (всего 28 собак) с нартами и снаряжением общим весом 890 кг.
    Взлет произведен в 05:58 мск с подобранной с воздуха площадки на льду лагуны с. Уэлен. После отрыва от земли, на высоте 10-15 м, самолет резко перешел на кабрирование, потерял скорость, и с высоты около 30 м упал на лед лагуны в 725 м от места начала разбега. В результате самолет разрушился, один пассажир (советский участник экспедиции) погиб, остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 4 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04355
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.06.1960
Заводской номер ВС 114147305
Наработка ВС (часы) 16213
Наработка ВС (циклы) 18949
Силовая установка КЛ 2415098


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Шмидтовский аэропорт
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Провидения
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Провидения


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что в день происшествия экипаж вылетел в 23:53 мск из а/п Шмидт и в 01:52 произвел посадку в Нешкане, куда доставил бочки с бензином. После дозаправки, в 02:55 экипаж вылетел в Уэлен, где произвел посадку в 03:59. Местом посадки была подобранная с воздуха площадка, которая представляла собой ровный наснеженный лед лагуны Уэлен, вытянутой с востока на запад от села Уэлен на 15 км с шириной 2 км. На этой же площадке произвел посадку другой участвовавший в перевозке экспедиции самолет Ан-2 №92876.
    После посадки экипаж выяснил характер загрузки и приблизительно определил ее вес. Загрузка производилась членами экспедиции и местными жителями. Во время загрузки экипаж отсутствовал. Загрузка была размещена следующим образом:
    - по левому борту, вплотную к пилотской кабине, были закреплены нарты производства США с грузом, общий вес 80 кг;
    - по правому борту аналогично были закреплены чукотские нарты с грузом, общий вес 90 кг;
    - между нартами и на нартах в грузовой кабине расположилась упряжка из 18 собак, собаки были привязаны;
    - в хвостовой части фюзеляжа за 15-м шпангоутом были размещены малые деревянные нарты весом 22,6 кг и упряжка из 10 собак (вес 208 кг). Дополнительно в хвостовом отсеке находились размещенные в АТБ а/п Шмидт согласно приказа МГА №506-77 г. бортпаек и аварийно-спасательное оборудование общим весом 52,8 кг.
    Таким образом, расчетный вес груза за 15-м шпангоутом составил 283,4 кг. Собаки были связаны между собой в упряжке и привязаны к передней части незакрепленых нарт. Экипаж по прибытии к самолету, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ Ан-2, раздел «Загрузка и центровка», дал разрешение на размещение груза за 15-м шпангоутом, не уточняя количество собак. Находившиеся на борту 4 пассажира не были обеспечены сиденьями, оборудованными привязными ремнями.
    По расчету комиссии, взлетная масса составила 5738 кг, центровка 40,8% САХ, что превышало установленные РЛЭ максимальные значения соответственно на 238 кг и 7,8% САХ. Задание на полет и перевозочные документы, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ, не оформлялись.
    Дистанция руления от места запуска двигателя до места начала взлета составляла 160 м. Разворот на курс взлета выполнялся с помощью авиатехника и одного местного жителя, придерживавших самолет за крыло, что могло свидетельствовать о чрезмерной нагрузке на хвостовую опору из-за расположения груза в хвостовой части фюзеляжа. В нарушение требований НПП ГА-85, не осмотрев лично летное поле, КВС начал взлет. Курс взлета в 370 м от места начала разбега пересекал снежный бруствер тракторного следа высотой 40 см. Взлет производился с МК=220° на номинальном режиме работы двигателя, с закрылками на 20°, при полностью выведенном в положение «от себя» триммере руля высоты. Активное пилотирование осуществлял КВС. Номинальный режим работы двигателя устанавливался в процессе разбега. Штурвал на разбеге был полностью отклонен вперед. Подъем хвостовой лыжи произошел на удалении 125 м от начала разбега. На расстоянии 150-200 м от тракторного следа, после подъема хвостовой лыжи, КВС посчитал небезопасным производить взлет с основных лыж и перевел самолет в трехточечное положение, которое сохранялось до полного отрыва самолета. Отрыв левой лыжи произошел на расстоянии 211,5 м, а правой лыжи - на расстоянии 250 м от начала разбега. После отрыва КВС выполнил выдерживание с постепенным отходом от земли до 10-15 м и нарастанием скорости до 120-125 км/ч. На высоте 10-15 м КВС для обеспечения выдерживания скорости набора высоты, незначительно отклонил штурвал «на себя». С момента перевода самолета в набор высоты появился значительный кабрирующий момент. На полное отклонение штурвала «от себя» самолет не реагировал, угол тангажа быстро возрастал. По показаниям второго пилота и пассажиров, смещения груза в грузовой кабине не происходило. Поведение собак за 15-м шпангоутом неизвестно. Способ их закрепления позволял перемещаться части собак в конец хвостового отсека, в район 23 шпангоута. КВС подал команду пассажирам переместиться вперед и одновременно стал уменьшать режим работы двигателя, удерживая самолет от сваливания на крыло отклонениями элеронов. Второй пилот помогал ему удерживать штурвал. Самолет вышел на закритические углы атаки с углом тангажа около 30-40°, потерял скорость и перешел на снижение с большой вертикальной скоростью и уменьшением угла тангажа до отрицательных значений. На конечном участке полета КВС, для предотвращения удара о землю с отрицательным углом тангажа, резко увеличил режим работы двигателя, тем самым придав самолету горизонтальное положение непосредственно перед столкновением. На расстоянии 725 м от начала разбега и 475 м от места отрыва самолет грубо столкнулся с заснеженным льдом лагуны с МК=212° и разрушился.
    Комиссия отмечает, что в июле 1989 г. аэропорт Шмидт в качестве эксперимента выделен в самостоятельную структурную единицу управления Магаданского УГА. Базировавшаяся в аэропорту 3 АЭ вышла из состава 6 ло Чаунского ОАО и стала самостоятельным летным подразделением, при этом был сокращен весь командно-летный состав, что привело при одновременном росте объема работ к снижению дисциплины летного состава и недостаткам в организации летной работы.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа самолета произошла по причине потери продольной управляемости на взлете из-за превышения предельно-задней центровки вследствие нарушения экипажем правил загрузки и центровки ВС. Данные нарушения при подготовке к вылету обусловлены низким уровнем дисциплины пилотов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.