Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 УГАЦ в Добринском районе Липецкой области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1987 г.
Время:  12:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Липецкая область, Добринский район, 2 км юго-восточнее н.п. Дурово
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-70226
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Липецкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 275 летного отряда 26 августа выставлен на оперативную точку Дурово для выполнения АХР в колхозе им. Карла Маркса Добринского р-на. В день АП экипаж прошел медицинский контроль в 06:00 и прибыл на аэродром в 08:00. В дальнейшем, без проведения в полном объеме технического обслуживания, взяв на борт находившегося в нетрезвом состоянии авиатехника, экипаж выполнил полет над аэродромом. После посадки и заправки самолета топливом экипаж приступил к производственным полетам. Обработка участка жидкими комбинированными удобрениями (ЖКУ) проводилась без сигнальщиков. После заруливания на загрузку ЖКУ для выполнения 18-го (последнего) полета, авиатехник вошел в самолет и находился в течение всего времени загрузки на месте второго пилота. Второй пилот расположился внутри фюзеляжа у открытой входной двери. По окончании загрузки экипаж с авиатехником на борту произвел взлет в 12:16 и после взлета доложил на опорный пункт АХР о предполагаемом времени окончания утренних полетов в 13:15. В дальнейшем экипаж на связь не выходил.
    В 12:20, при возвращении на оперативную точку после обработки участка, самолет потерпел катастрофу в 2 км юго-восточнее н.п. Дурово (52°11’10” СШ, 40°14’40” ВД). Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-70226
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.07.1972
Заводской номер ВС 1G138-44
Наработка ВС (часы) 8353
Наработка ВС (циклы) 35103
Силовая установка КЛ 3115014


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Липецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при полете с обрабатываемого участка на аэродром, на удалении от него 2,5 км, экипаж в нарушение требований НПП ГА-85 и Руководства по АХР в части выдерживания установленной безопасной высоты полета, перевел самолет на снижение с вертикальной скоростью около 2 м/с. Примерно на высоте 5-6 м произошло увеличение вертикальной скорости снижения и столкновение самолета с землей. В момент АП барограф был выключен, вероятно, с целью сокрытия факта снижения при полете с обрабатываемого участка. Столкновение с землей произошло с углом тангажа 19-23°, с правым креном 3-6°. На высоте 5-6 м изменение траектории движения самолета, согласно проведенным расчетам, могло произойти в результате отклонения штурвальной колонки экипажем.
    В крови КВС обнаружено содержание 2,5‰ алкоголя (средняя степень опьянения на момент смерти), у авиатехника обнаружено в крови 4,9‰, в моче 5,1‰ алкоголя (тяжелая степень опьянения). Алкоголь был употреблен ими за 1-2 часа до авиапроисшествия. У второго пилота алкоголя не обнаружено. По показаниям свидетелей, авиатехник в день происшествия и в предыдущие дни находился в нетрезвом состоянии, что свидетельствует о систематическом употреблении им спиртных напитков на данной оперативной точке.
    На месте АП, под обломками кабины экипажа, по следу движения разрушающегося самолета на земле и на отдельных элементах конструкции ВС обнаружены останки птицы (утки-кряквы). Проведенная комплексная (судебно-биологическая и физико-техническая) экспертиза установила, что столкновение с птицей произошло левой верхней частью центрального лобового стекла кабины экипажа непосредственно перед столкновением самолета с землей. КВС и второй пилот находились на своих штатных местах, а авиатехник - между креслами пилотов. По заключению комплексной экспертизы, попадание птицы массой 900-1100 гр в стекло кабины в полете вызовет разрушение стекла и отвлечение внимания экипажа от пилотирования, а также рефлекторное отталкивание от точки фиксации (штурвала) руками, что приведет к отдаче штурвала от себя. Сделать заключение о возможной потере работоспособности экипажа от соударения с останками птицы и разбитыми при ударе стеклами кабины не представилось возможным. Таким образом, учитывая малую высоту полета и скоротечность ситуации, попадание птицы могло явиться причиной АП.
    В связи с отсутствием бортовых средств объективного контроля на данном типе ВС заключение о движении самолета основывается на субъективных показаниях очевидцев АП, наблюдавших полет самолета с земли.
    На основании исследования агрегатов и систем самолета установлено, что до момента столкновения с землей самолет находился в управляемом, сбалансированном триммерами полете. Все разрушения конструкции ВС произошли от удара о землю. Пожара после столкновения с землей не было. Самолет продвинулся на расстояние 32,3 м от места первого удара о землю, скапотировал и полностью разрушился с 1 по 15 шпангоуты.
    Воздействия на самолет порывов ветра, сдвига ветра, атмосферной турбулентности не было. На процесс возникновения и развития аварийной ситуации непосредственное влияние оказала личная недисциплинированность КВС, выразившаяся в выполнении полета на высоте ниже безопасной в состоянии алкогольного опьянения средней степени. В связи с отсутствием регистрации параметров полета на данном типе ВС определить степень влияния столкновения самолета с птицей на исход полета не представилось возможным. Грубые нарушения дисциплины и правил полетов экипажем явились следствием недостатков в работе командного состава Липецкого ОАО по воспитанию, подбору, подготовке личного состава для работы в отрыве от базы, и недостаточного контроля за выполнением полетов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось грубая недисциплинированность КВС, выразившаяся в выполнении полетов в состоянии алкогольного опьянения средней степени и неудовлетворительный подбор, организация, обеспечение полетов и контроль за работой летного и технического на оперативных точках АХР командно-руководящим составом Липецкого ОАО.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.