Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Узбекского УГА в районе г. Яккабаг
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июля 1981 г.
Время:  21:04
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Кашкадарьинская область, близ Яккабага
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-54959
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Каршинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 395 летного отряда выполнял АХР по борьбе с вредителями хлопчатника с аэродрома колхоза «Правда» Яккабагского р-на Кашкадарьинской области на самолете Ан-2 №54959. После обеда экипаж выполнил четыре производственных полета и начал заправку самолета топливом, в результате аккумулятор самолета разрядился и двигатель не запускался. Около 18:48 - 18:50 на оперативной точке произвел посадку экипаж Ан-2 №33259, работавший с соседнего аэродрома, с целью выяснения невыхода экипажа Ан2 №54959 на связь и оказания ему, в случае необходимости, помощи. КВС Ан-2 №33259 дал аккумулятор со своего самолета. Установив его, экипаж Ан-2 №54959 запустил двигатель и зарулил на стоянку. КВС Ан-2 №33259 забрал аккумулятор и улетел. После взлета он доложил в штаб АХР об окончании экипажем Ан-2 №54959 работы. Получив эту информацию, штаб свою работу закончил. В процессе захода на посадку на своем аэродроме КВС Ан-2 №33259 услышал, что КВС Ан-2 №54959 вызывает штаб. Командир Ан-2 №33259 ответил ему, что уже передал в штаб информацию о завершении экипажем работы и штаб свою работу закончил. Командир Ан-2 №54959 поблагодарил КВС Ан-2 №33259 и больше на связь не выходил.
    Комиссия установила, что в 18:58 мск (20:58 местного времени), за 1 минуту до захода солнца, экипаж произвел взлет с МК=280° и набрал высоту около 300 м с целью выхода на связь с базовым а/д Карши и последующей посадкой на аэродроме вылета. Когда ему ответил КВС Ан-2 №33259, самолет находился почти на оси ВПП в створе аэродрома на удалении около 4 км от него. Очевидно, после окончания связи, в условиях дефицита времени в связи с наступающей темнотой, КВС, стремясь как можно быстрее произвести посадку, стал выполнять форсированный разворот с потерей высоты для посадки курсом, обратным взлетному (с МК=100°). Режим работы двигателя был резко уменьшен, что привело к опусканию носа самолета и дальнейшему увеличению вертикальной скорости снижения. На высоте около 300 м крен достиг около 60°. Самолет был выведен на закритические углы атаки с увеличением перегрузки до 2 ед., на скорости около 140 км/ч. Экипаж не смог принять своевременных мер по выводу самолета из срывного режима, что можно объяснить непривычным изменением нагрузок на органы управления и появления обратного эффекта на отклонение элеронов и возникшей вследствие этого растерянностью. Самолет перешел в снижение с вертикальной скоростью 25 м/с. Показания вариометра ВАР-10 при этом составляли 5 м/с, что также могло ввести экипаж в заблуждение и усугубить растерянность. Снижение самолета с высоты 200 м до 50 м происходило с левым креном около 60° и отрицательным тангажом 50-55°. В дальнейшем, увеличение режима работы двигателя и принятые экипажем меры позволили частично уменьшить крен, тангаж и вертикальную скорость снижения, однако, дефицит высоты и времени не позволили осуществить вывод самолета в горизонтальный полет. В 19:04 мск, через 3 минуты после захода солнца, самолет с отрицательным углом тангажа 40-50° и левым креном около 20-15°, с вертикальной скоростью 17 м/с и поступательной скоростью 170-180 км/ч столкнулся с землей на кромке хлопкового поля на удалении 4 080 м от центра ВПП и в 600 м левее ее оси по курсу взлета (38°57’ СШ, 66°46’ ВД, 8 км юго-восточнее станции Яккабаг). Оба пилота погибли. Фюзеляж полностью разрушился и сгорел с 1 по 15 шпангоуты, хвостовая часть имеет разлом по 20-22 шпангоутам.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-54959
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1980
Заводской номер ВС 1G188-01
Наработка ВС (часы) 1257
Наработка ВС (циклы) 2859
Силовая установка К 16046160


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Каршинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований РЛЭ (гл.7 «Выполнение полетов»), выразившееся в выполнении разворота с креном сверх допустимого и невыполнении п.10.2.8 НПП ГА-78 в части выполнения полета после захода солнца. На возникновение и развитие аварийной ситуации повлияло игнорирование экипажем летных ограничений самолета Ан-2 и неподготовленность к действиям в условиях сваливания самолета в штопор.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.