Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-12БП Якутского УГА близ Батагая
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 октября 1988 г.
Время:  22:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, 25 км северо-восточнее а/п Батагай
Тип ВС:  Ан-12БП
Регистрация ВС:  CCCP-11418
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское УГА, Якутский ОАО
Рейс:  40066
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс №40066 по перевозке груза яблок весом 15 495 кг. Прогноз погоды а/п Батагай с 13 до 22 часов предусматривал: шторм, ветер у земли 200° 7 м/с с порывами до 12 м/с, видимость более 10 км, облачность 10 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 1000 м, верхняя граница 4000 м, горы частично закрыты. Прогноз по ветру предполагал заход на посадку с МКпос=225°. Заход на посадку этим курсом был возможен только визуальный. В связи с этим, решение на вылет на горный аэродром Батагай ночью было принято КВС-инструктором с нарушением НПП ГА-85. Бортрадист перед полетом употреблял алкогольные напитки.
    Взлет произведен в 14:50 мск. Активное пилотирование на всех этапах полета осуществлял КВС-стажер. В 15:31 экипаж доложил о входе в район УВД Батагая на эшелоне 6 300 м. В 15:40 экипаж по команде диспетчера РЦ ЕС УВД без проведения предпосадочной подготовки, при отсутствии метеоусловий по направлению и скорости ветра на посадку с МКп=45°, оборудованном для полетов по ППП, приступил к снижению и заходу на посадку с МК=225° по схеме, рассчитанной для визуального захода. В 15:44 КВС-стажер провел с экипажем предпосадочную подготовку. При этом, по команде КВС-инструктора был заранее определен порядок захода на посадку по несуществующей схеме, о чем экипаж не информировал службу УВД.
    В 15:50 на удалении 38 км, при входе в район аэродрома, экипаж доложил диспетчеру КДП МВЛ о занятии эшелона 3 800 м и расчете захода на посадку по приводам обратного старта. Диспетчер, руководствуясь недостаточно четкими формулировками инструкции по производству полетов на а/д Батагай, приводящими к двоякому толкованию, разрешил экипажу снижение до 3 000 м для захода на посадку с МК=225° по приборам, несмотря на то, что эта схема предназначена только для визуального захода. В процессе снижения самолета на ДПРМ в нарушение НПП ГА-85 он не вел контроль за полетом по пеленгатору и пеленги экипажу не давал. В то же время непрерывный радиолокационный контроль за полетом по этой схеме был невозможен из-за неоптимального выбора угла установки антенны радиолокатора аэродрома. Малое удаление от аэродрома в момент принятия экипажем решения на нарушение схемы снижения и захода на посадку (45 км) и нахождение самолета на значительной (5 000 м) высоте, предопределили снижение и заход на посадку на максимальных поступательных и вертикальных скоростях. Снижение с высоты 5 000 м до 4 500 м осуществлялось с вертикальной скоростью 8,5 м/с и увеличением поступательной скорости до 445 км/ч. В дальнейшем вертикальная скорость снижения увеличилась до 12,5 м/с.
    На высоте 3 000 м самолет был переведен в горизонтальный полет и в 15:55:03 на удалении около 6 км до ДПРМ, на скорости 360 км/ч, с креном 15-20° экипаж приступил к выполнению левого разворота с нарушением установленной схемы, дезинформировав диспетчера докладом о пролете ДПРМ. Достоверность доклада и фактическое местоположение самолета диспетчер не определил и в 15:55:07 разрешил экипажу дальнейшее снижение до эшелона 1 200 м и заход на посадку левым разворотом по схеме, что было сделано в нарушение НСД ГА-81, предусматривающем заход на посадку в горной местности по установленной схеме только при наличии непрерывного радиолокационного контроля.
    В 15:57 на КДП произошла смена диспетчеров. В 15:57:14 экипаж доложил новому диспетчеру о занятии высоты 1 200 м. Диспетчер сообщил экипажу эшелон перехода, давление аэродрома и разрешил снижение до 500 м. Экипаж подтвердил установку давления и продолжил снижение до 500 м. При этом диспетчер при докладе экипажа полет самолета по радиопеленгатору не контролировал, пеленг экипажу не передал, факт нарушения схемы захода не определил и в нарушение НПП ГА-85 и Технологии работы разрешил ему продолжать заход на посадку.
    Экипаж продолжал снижение с многочисленными нарушениями требований РЛЭ и НПП ГА-85 (давление аэродрома на эшелоне перехода 1 200 м установил без перевода самолета в горизонтальный полет, карту контрольных проверок не читал, продолжал снижение на повышенных скоростях без выпуска шасси и закрылков). За 58 сек до конца полета экипаж доложил о занятии высоты 500 м и начале четвертого разворота, фактически находясь на высоте 700 м в правом развороте с креном 15° с приборной скоростью 408 км/ч и курсом 80°, что не обеспечивало безопасного маневра для выхода на МКп=225°. После получения доклада, в 15:58:13 диспетчер КДП определил пеленг самолета 40°, что свидетельствовало о нарушении экипажем схемы захода на посадку. Диспетчер пеленг экипажу не сообщил, мер по предотвращению нарушения не принял. На высоте 530 м с Vпр=355-360 км/ч самолет с креном 20° вышел на горизонтальный полет, что также не обеспечивало безопасного завершения начатого маневра. В 15:58:49 сработал сигнал заданной высоты радиовысотомера РВ-2, но экипаж в нарушение РЛЭ самолет в набор высоты не перевел. По команде КВС-инструктора РВ-2 был выключен.
    В 15:58:56 мск (22:58 мест вр.) самолет в горизонтальном полете на высоте 530 м с МК=126° с правым креном 22° и с приборной скоростью 355 км/ч на удалении 25 км с азимутом 51° от КТА столкнулся с горой, полностью разрушился и частично сгорел. Западный склон горы с уклоном 30° покрыт обломками скальных пород размерами более 1 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12БП
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-11418
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1963
Заводской номер ВС 401712
Наработка ВС (часы) 16419
Наработка ВС (циклы) 9041
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 40066
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское УГА, Якутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тикси
Пункт назначения Батагай
Начальный пункт маршрута Тикси
Конечный пункт маршрута Якутск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение. Причинами катастрофы являются:
    1) со стороны экипажа:
    а) принятие решения о заходе на посадку ночью с курсом, предусматривающем только визуальный заход;
    б) намеренное уклонение от установленной схемы захода на посадку с дезинформированием при этом службы УВД и вывод самолета за установленные ограничения по дальности на горном аэродроме без создания посадочной конфигурации самолета вследствие превышения рекомендованных РЛЭ поступательной и вертикальной скоростей;
    в) при срабатывании сигнализации радиовысотомера самолет не был переведен в набор высоты, несмотря на известный экипажу выход самолета за установленные ограничения по дальности в горной местности, а указанная сигнализация после срабатывания была выключена.
    2) со стороны службы УВД:
    а) диспетчер КДП МВЛ разрешил снижение и заход на посадку на горном аэродроме ночью по схеме для визуального захода и, не имея непрерывного радиолокационного контроля, не определил местонахождение самолета при его выводе на ДПРМ, не контролировал выполнение экипажем принятой схемы захода на посадку по другим РТС, не принял мер по предотвращению нарушения схемы захода на посадку;
    б) вновь заступивший диспетчер КДП МВЛ не контролировал выполнение экипажем схемы захода на посадку и не предотвратил вывод самолета за пределы, установленные схемой.
    3) Неудовлетворительное состояние организации летной работы во 2-м летном отряде Якутского авиапредприятия.
    4) Ошибки, допущенные при составлении Инструкции по производству полетов на горном аэродроме Батагай.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.