Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА близ Таштагола
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 мая 1982 г.
Время:  20:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кемеровская область, 25 км севернее а/п Таштагол
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-02183
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Рейс:  6758
 


Описание
    Экипаж 184 летного отряда выполнял рейс №6758 Кемерово - Новокузнецк - Таштогол. Прогноз погоды по маршруту Кемерово - Таштагол (14:25 - 17:30) предусматривал: ложбина циклона, облачность 10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучево-дождевая 500-700 м от наивысшей точки маршрута, видимость 6-10 км, давление 757 мм рт.ст., ветер на высоте от 100 до 500 м - 320-330° 40 км/ч. Фактическая погода по маршруту соответствовала выполняемому заданию: облачность 10 баллов, верхняя, средняя, 4-7 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 400-600 от наивысшей точки маршрута, слабая болтанка, видимость более 10 км, местами слабый снег, видимость 7-8 км.
    Взлет в а/п Новокузнецк произведен в 16:08 мск (20:08 местного времени). После взлета экипаж взял курс на н.п. Осинники для следования по маршруту Новокузнецк - Осинники - Кузедеево - Таштагол. В 16:19 экипаж доложил пролет н.п. Осинники на высоте 300 м и запросил диспетчера МДП разрешения занять 1300 м на Таштагол. Получив разрешение, экипаж занял высоту 1300 м и дал диспетчеру расчетное время выхода из зоны в 16:40. На повторный вызов диспетчера в 16:52 вместо экипажа Ан-2 ответил экипаж Ми-8 №22843. Не называя позывного, он дал время выхода из зоны в 17:15, чем дезинформировал диспетчера и задержал начало поисков. Экипаж Ан-2 на связь не выходил. Впоследствии, при выходе на связь с диспетчером а/п Таштагол, экипаж Ми-8 запросил местонахождение Ан-2, который следовал по маршруту впереди него. Экипаж Ан-2 на вызовы диспетчеров а/п Таштагол и МДП и экипажа Ми-8 не отвечал. Ми-8 №22843 был направлен на поиск, но из-за закрытия облачностью горы Пустаг (1570 м) и ее отрогов обнаружить самолет не смог. На следующий день экипаж Ми-8 №24685 обнаружил Ан-2 в 10:52 мск, в 8 км левее трассы Осинники - Таштагол, в горно-таежной местности, на склоне отрога горы Пустаг на высоте 1 050 м, в 25 км от а/д Таштагол с азимутом 12° (52°58’ СШ, 87°54’ ВД). При ударе пилотская кабина была полностью разрушена двигателем, фюзеляж деформирован в районе 8-9 шпангоутов. Часть правого верхнего крыла обнаружена на расстоянии 149 м от места столкновения с землей. Самолет остановился в вертикальном положении, на носу. Пожара не было. Катастрофа произошла в 16:42 мск (20:42 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02183
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.07.1959
Заводской номер ВС 112247302
Наработка ВС (часы) 16746
Наработка ВС (циклы) 20227
Силовая установка К 15212160


Сведения о рейсе

Номер рейса 6758
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новокузнецк
Пункт назначения Таштагол
Начальный пункт маршрута Кемерово
Конечный пункт маршрута Таштагол


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено, что экипаж выполнял полет по спрямленному маршруту Осинники - Таштагол, хотя расчет в штурманском бортжурнале был произведен через Кузедеево, рассчитанная безопасная высота по минимальному приведенному давлению составляла 1165 м. В первой половине маршрута экипаж выполнял полет визуально, а затем в осадках, с последующим входом в облачность. После полета на высоте 1 300 м в течение 12 минут экипаж, с целью определения места самолета выходом на визуальный полет, преднамеренно приступил к снижению. При выходе из облачности экипаж прямо перед собой в непосредственной близости увидел препятствие (поросший лесом отрог горы) и, во избежание лобового столкновения, резко ввёл самолет в правый крен с увеличением мощности двигателя и взял штурвал на себя. С креном около 43° самолет правой верхней плоскостью ударился о сухой кедр высотой 7,9 м, что привело к разрушению концевой части плоскости и ее отрыву в районе крепления бипланной стойки. Разрушение правой верхней плоскости привело к увеличению крена. Самолет, сделав переворот через правое крыло, в перевернутом положении, с углом более 45° столкнулся с земной поверхностью на расстоянии 170 м от места первого удара о дерево. Фюзеляж от 1 до 6 шпангоута разрушился полностью, остальная часть фюзеляжа деформирована и имеет переломы в районе 8,15,19 и 22 шпангоутов.
    На месте АП была следующая фактическая погода: облачность 10 баллов, верхняя, 4-7 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 100-200 м над местом события, осадки, видимость 4-6 км, ветер у земли 260-270° 10-13 м/с, отроги г. Пустаг кратковременно закрывались низкой облачностью в совокупности с выпадающими осадками.
    Сопутствующей причиной уклонения от спрямленной трассы на 8 км левее явилось отключение ОПРС а/п Таштагол по причине обрыва силового кабеля.
   
Выявленные при расследовании недостатки     Со стороны экипажа и УВД были допущены следующие нарушения:
    - экипаж метеоконсультацию АМСГ в Новокузнецке не проходил, использовал бланк АВ-5 из Кемерово. Диспетчер АДП штурманский бортжурнал подписал, не проверив прохождение метеоконсультации экипажем, и выдал диспетчерское разрешение на вылет;
    - диспетчер МДП, разрешив экипажу занять высоту 1300 м, не уточнила маршрут следования, ограничившись информацией о времени выхода из зоны. В 16:52 она не уточнила, экипаж какого ВС ей ответил без позывного, расхождение в расчетном времени выхода из зоны с ранее переданным ее не насторожило.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось грубое нарушение требований п.п. 5.5.15 и 8.5.3 НПП ГА-78 экипажем, выразившееся в продолжении полета вне видимости земли и в снижении ниже безопасной высоты в горной местности.
    Комиссией выявлен ряд серьезных недостатков в организации летной работы в 184 летном отряде.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.