Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в районе Избербаша
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 марта 1982 г.
Время:  13:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  Дагестанская АССР, близ Избербаша
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-44952
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Махачкалинский ОАО
Рейс:  1525
 


Описание
    В день происшествия экипаж 111 летного отряда выполнял грузовые полеты по маршруту Махачкала - Дербент - Махачкала.
    Прогноз погоды по маршруту с 8 до 14 часов предусматривал: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, 400-600 м, дымка, видимость 4-6 км, умеренная болтанка, ветер на высоте от 100 до 500 м 320° 40 км/ч.
    Первый полет по этому маршруту (рейсы №1523-1524) был выполнен без отклонений. После посадки в а/п Махачкала (Уйташ) экипаж в 11:20 начал предполетную подготовку к рейсу №1525. Дежурный штурман формально контролировал работу экипажа и ограничился только повторным подписанием бортжурнала. Второй пилот на предполетном штурманском контроле отсутствовал. Решение на вылет КВС принял в 11:42.
    Взлет с МК=323° произведен в 11:59 мск. Пассажиров и груза на борту не было. Прогноз и фактическая погода по маршруту и по пункту назначения соответствовали минимуму КВС. После взлета экипаж доложил диспетчеру круга о наборе высоты 100 м и по его указанию правым разворотом взял курс на н.п. Избербаш с дальнейшим набором высоты 400 м. Согласно ИПП а/п Махачкала, выход на Избербаш должен выполняться по береговой черте Каспийского моря. Через 5 минут после взлета экипаж доложил диспетчеру круга о занятии высоты 400 м. Диспетчер, получив эту информацию, дал указание доложить пролет Избербаша на высоте 400 м (этот пункт является рубежом передачи УВД диспетчеру МДП для бортов, следующих ниже нижнего эшелона). В дальнейшем, по истечении расчетного времени пролета Избербаша, в 12:13 диспетчер круга вызвал экипаж, но ответа не было.
    Самолет обнаружен полностью разрушенным на склоне горы Щерабаш (отметка 521 м) на высоте 390 м в 29 км от а/п Махачкала с азимутом 162° (42°35’ СШ, 47°44’ ВД). Экипаж погиб. По последним радиолокационным данным, зафиксированным диспетчером, самолет находился на удалении 25 км от а/п Махачкала на пеленге 148°, что соответствует точке, находящейся в 1 км от береговой черты.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44952
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.11.1962
Заводской номер ВС 1G25-25
Наработка ВС (часы) 14364
Наработка ВС (циклы) 22387
Силовая установка К 15345167


Сведения о рейсе

Номер рейса 1525
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Махачкалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Махачкала
Пункт назначения Дербент
Начальный пункт маршрута Махачкала
Конечный пункт маршрута Дербент


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что, находясь на удалении 25 км, практически над береговой чертой, экипаж изменил магнитный курс следования в сторону гор. Через 2 минуты, в горизонтальном полете на высоте 390 м (по барограмме), самолет с работающим двигателем, на скорости 160-180 км/ч, без крена, столкнулся с деревьями и землей на склоне горы, имеющем уклон 45°. Столкновение произошло с МК=175°, в 12:11 мск (13:11 местного времени), в 5 км от береговой черты, являющейся установленным маршрутом. Фюзеляж самолета полностью разрушен с 1 по 5 шпангоут, до 11 шпангоута деформирован. По показаниям, очевидцев, вершины гор в момент происшествия были закрыты облачностью.
    На основании изучения личностных данных КВС комиссия считает, что наиболее вероятной причиной самовольного изменения курса следования могло явиться его стремление пролететь над н.п. Губаден, в котором проживают его родственники. Н.п. Губаден находится в 28 км от точки, где диспетчер последний раз наблюдал метку самолета. После изменения курса для выхода на Губаден, предположительно, КВС пытался пролететь через седловину гор между отметками 521 м (г. Щерабаш) и 542 м (г. Атлы-Таг). Однако вследствие того, что склоны гор были закрыты облачностью, КВС не определил точного расположения вершин, вошел в облачность, в результате чего самолет столкнулся со склоном горы с отметкой 521 м.
    Метеорологическое и радиотехническое обеспечение полетов на участке Махачкала - Дербент соответствовали требованиям нормативных документов, непосредственно УВД выполнялось в соответствии с ИПП и нормативными документами по УВД.
    В предыдущие годы работы КВС характеризовался отрицательно и неоднократно нарушал дисциплину.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы явилось грубое нарушение экипажем установленных правил полетов (п.3.3.4 п.п. 4, 5.5.1, 5.5.14, 5.13.1, 8.5.1, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5 НПП ГА-78 и ИПП а/д Махачкала), выразившееся в самовольном изменении установленного маршрута полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.