|
|
|
Катастрофа Ан-2 Северо-Кавказского УГА в районе Избербаша |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 10 марта 1982 г.
Время: 13:11
Страна: СССР
Место происшествия: Дагестанская АССР, близ Избербаша
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-44952
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Махачкалинский ОАО
Рейс: 1525
|
|
|
|
|
Описание |
В день происшествия экипаж 111 летного отряда выполнял грузовые полеты по маршруту Махачкала - Дербент - Махачкала.
Прогноз погоды по маршруту с 8 до 14 часов предусматривал: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, 400-600 м, дымка, видимость 4-6 км, умеренная болтанка, ветер на высоте от 100 до 500 м 320° 40 км/ч.
Первый полет по этому маршруту (рейсы №1523-1524) был выполнен без отклонений. После посадки в а/п Махачкала (Уйташ) экипаж в 11:20 начал предполетную подготовку к рейсу №1525. Дежурный штурман формально контролировал работу экипажа и ограничился только повторным подписанием бортжурнала. Второй пилот на предполетном штурманском контроле отсутствовал. Решение на вылет КВС принял в 11:42.
Взлет с МК=323° произведен в 11:59 мск. Пассажиров и груза на борту не было. Прогноз и фактическая погода по маршруту и по пункту назначения соответствовали минимуму КВС. После взлета экипаж доложил диспетчеру круга о наборе высоты 100 м и по его указанию правым разворотом взял курс на н.п. Избербаш с дальнейшим набором высоты 400 м. Согласно ИПП а/п Махачкала, выход на Избербаш должен выполняться по береговой черте Каспийского моря. Через 5 минут после взлета экипаж доложил диспетчеру круга о занятии высоты 400 м. Диспетчер, получив эту информацию, дал указание доложить пролет Избербаша на высоте 400 м (этот пункт является рубежом передачи УВД диспетчеру МДП для бортов, следующих ниже нижнего эшелона). В дальнейшем, по истечении расчетного времени пролета Избербаша, в 12:13 диспетчер круга вызвал экипаж, но ответа не было.
Самолет обнаружен полностью разрушенным на склоне горы Щерабаш (отметка 521 м) на высоте 390 м в 29 км от а/п Махачкала с азимутом 162° (42°35’ СШ, 47°44’ ВД). Экипаж погиб. По последним радиолокационным данным, зафиксированным диспетчером, самолет находился на удалении 25 км от а/п Махачкала на пеленге 148°, что соответствует точке, находящейся в 1 км от береговой черты.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-44952 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.11.1962 |
Заводской номер ВС |
1G25-25 |
Наработка ВС (часы) |
14364 |
Наработка ВС (циклы) |
22387 |
Силовая установка |
К 15345167 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1525 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Северо-Кавказское УГА, Махачкалинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Махачкала |
Пункт назначения |
Дербент |
Начальный пункт маршрута |
Махачкала |
Конечный пункт маршрута |
Дербент |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что, находясь на удалении 25 км, практически над береговой чертой, экипаж изменил магнитный курс следования в сторону гор. Через 2 минуты, в горизонтальном полете на высоте 390 м (по барограмме), самолет с работающим двигателем, на скорости 160-180 км/ч, без крена, столкнулся с деревьями и землей на склоне горы, имеющем уклон 45°. Столкновение произошло с МК=175°, в 12:11 мск (13:11 местного времени), в 5 км от береговой черты, являющейся установленным маршрутом. Фюзеляж самолета полностью разрушен с 1 по 5 шпангоут, до 11 шпангоута деформирован. По показаниям, очевидцев, вершины гор в момент происшествия были закрыты облачностью.
На основании изучения личностных данных КВС комиссия считает, что наиболее вероятной причиной самовольного изменения курса следования могло явиться его стремление пролететь над н.п. Губаден, в котором проживают его родственники. Н.п. Губаден находится в 28 км от точки, где диспетчер последний раз наблюдал метку самолета. После изменения курса для выхода на Губаден, предположительно, КВС пытался пролететь через седловину гор между отметками 521 м (г. Щерабаш) и 542 м (г. Атлы-Таг). Однако вследствие того, что склоны гор были закрыты облачностью, КВС не определил точного расположения вершин, вошел в облачность, в результате чего самолет столкнулся со склоном горы с отметкой 521 м.
Метеорологическое и радиотехническое обеспечение полетов на участке Махачкала - Дербент соответствовали требованиям нормативных документов, непосредственно УВД выполнялось в соответствии с ИПП и нормативными документами по УВД.
В предыдущие годы работы КВС характеризовался отрицательно и неоднократно нарушал дисциплину.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Причиной катастрофы явилось грубое нарушение экипажем установленных правил полетов (п.3.3.4 п.п. 4, 5.5.1, 5.5.14, 5.13.1, 8.5.1, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5 НПП ГА-78 и ИПП а/д Махачкала), выразившееся в самовольном изменении установленного маршрута полета.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|