Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Л-410М Грузинского УГА близ Геленджика
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 января 1982 г.
Время:  13:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, близ н/п Прасковеевка, 22 км юго-восточнее а/п Геленджик
Тип ВС:  Л-410М
Регистрация ВС:  CCCP-67290
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Рейс:  Г-96
 


Описание
    Экипаж 297 летного отряда произвел взлет в 12:25 мск (13:25 мест. вр.) в а/п Новороссийск с МК=214°.
    Прогноз погоды по маршруту Новороссийск – Сухуми с 11:00 до 14:00 предусматривал – полет в ложбине, облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-500 м, ливневый дождь, видимость 4-6 км, ветер на высоте 300-500 м 230° 50 км/ч.
    После взлета и доклада диспетчеру КДП а/п Новороссийск о пролете траверза Кабардинки и занятии высоты 450 м экипаж в 12:28 перешел на связь с диспетчером КДП МВЛ а/п Геленджик, который сообщил им удаление (12 км с азимутом 290°) и условия входа в зону. После расхождения со встречным самолетом в 12:29, экипаж по запросу диспетчера дал расчетное время выхода из зоны (в 12:40) траверза ОПРС Джугба и получил указание доложить выход из зоны. В 12:29:17 экипаж дал подтверждение этого указания. Это была последняя связь с бортом. В процессе полета в зоне а/п Геленджик диспетчер осуществлял радиолокационный контроль до удаления 18 км. Самолет находился на трассе. Далее контроль не осуществлялся из-за углов закрытия в горной местности.
    Самолет был обнаружен наземной поисковой группой ночью 10 января (в 02:00) в 22 км юго-восточнее а/п Геленджик (близ н/п Прасковеевка) на высоте 350 м на склоне горы высотой 365 м в 2,7 км от трассы (44°26’00” СШ, 38°13’50” ВД). В результате столкновения с деревьями и землей самолет разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 12:35.
    Фактическая погода по маршруту была: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700-1000 м, 2-5 балла разорвано-дождевая 400-500 м, дождь, видимость 10-15 км, ветер 150-170° с порывами до 12 м/с. В горах наблюдалась облачность ниже наивысшей точки рельефа местности и дождь.
    В бортовом самописце САРПП-12ВМ не было кассеты с пленкой. Она не была установлена в АТБ Сухуми из-за отсутствия пленки, в соответствии с указанием главного инженера Грузинского УГА. Таким образом, записи параметров полета отсутствуют. Барограмма сгорела при пожаре.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 16 16
На земле   0
Всего погибших 18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Л-410М
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-67290
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.10.1978
Заводской номер ВС 781101
Наработка ВС (часы) 1895
Наработка ВС (циклы) 3747
Силовая установка 804095 803033


Сведения о рейсе

Номер рейса Г-96
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новороссийск
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Новороссийск
Конечный пункт маршрута Батуми


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что экипаж выдерживал курс на траверз мыса Идокопас, по расчету, 129°. При этом, согласно прогноза ветра, необходимо было взять курс 136°. Экипаж не учел фактический угол сноса и, следуя параллельно береговой черте, предположительно, на удалении 10-12 км от а/п Геленджик, кратковременно вошел в облачность. Пройдя 1,5-2 минуты в облаках, экипаж полагал, что проходит траверз мыса Идокопас. Не обращая внимания на показания радиовысотомера, экипаж приступил к снижению прежним курсом для выхода на визуальный полет. Вследствие неучета фактического угла сноса и путевой скорости самолет уклонился от оси трассы на 3,7 км в сторону гор и в облаках столкнулся со склоном горы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Все системы самолета работали исправно и не могли повлиять на исход полета.
    2) Метеообеспечение полета соответствовало НМО ГА-73, метеоусловия по трассе соответствовали установленному минимуму.
    3) Самолетовождение во время полета и снижения для перехода на визуальный полет экипаж осуществлял пассивно, не зная местонахождения самолета.
    Заключение: Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил визуальных полетов и несоблюдение безопасной высоты полета над пролетаемой местностью в нарушение требований НПП ГА-78.
    Сопутствующей причиной является отсутствие обеспечения контроля за полетом на всю его глубину из-за низкого уровня разрешающей способности радиолокационных и радиотехнических средств, обусловленной горной местностью прибрежного района.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.