|
|
|
Катастрофа Л-410М Грузинского УГА близ Геленджика |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 января 1982 г.
Время: 13:35
Страна: СССР
Место происшествия: Краснодарский край, близ н/п Прасковеевка, 22 км юго-восточнее а/п Геленджик
Тип ВС: Л-410М
Регистрация ВС: CCCP-67290
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Сухумский ОАО
Рейс: Г-96
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 297 летного отряда произвел взлет в 12:25 мск (13:25 мест. вр.) в а/п Новороссийск с МК=214°.
Прогноз погоды по маршруту Новороссийск – Сухуми с 11:00 до 14:00 предусматривал – полет в ложбине, облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-500 м, ливневый дождь, видимость 4-6 км, ветер на высоте 300-500 м 230° 50 км/ч.
После взлета и доклада диспетчеру КДП а/п Новороссийск о пролете траверза Кабардинки и занятии высоты 450 м экипаж в 12:28 перешел на связь с диспетчером КДП МВЛ а/п Геленджик, который сообщил им удаление (12 км с азимутом 290°) и условия входа в зону. После расхождения со встречным самолетом в 12:29, экипаж по запросу диспетчера дал расчетное время выхода из зоны (в 12:40) траверза ОПРС Джугба и получил указание доложить выход из зоны. В 12:29:17 экипаж дал подтверждение этого указания. Это была последняя связь с бортом. В процессе полета в зоне а/п Геленджик диспетчер осуществлял радиолокационный контроль до удаления 18 км. Самолет находился на трассе. Далее контроль не осуществлялся из-за углов закрытия в горной местности.
Самолет был обнаружен наземной поисковой группой ночью 10 января (в 02:00) в 22 км юго-восточнее а/п Геленджик (близ н/п Прасковеевка) на высоте 350 м на склоне горы высотой 365 м в 2,7 км от трассы (44°26’00” СШ, 38°13’50” ВД). В результате столкновения с деревьями и землей самолет разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 12:35.
Фактическая погода по маршруту была: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700-1000 м, 2-5 балла разорвано-дождевая 400-500 м, дождь, видимость 10-15 км, ветер 150-170° с порывами до 12 м/с. В горах наблюдалась облачность ниже наивысшей точки рельефа местности и дождь.
В бортовом самописце САРПП-12ВМ не было кассеты с пленкой. Она не была установлена в АТБ Сухуми из-за отсутствия пленки, в соответствии с указанием главного инженера Грузинского УГА. Таким образом, записи параметров полета отсутствуют. Барограмма сгорела при пожаре.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
16 |
16 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Л-410М |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-67290 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.10.1978 |
Заводской номер ВС |
781101 |
Наработка ВС (часы) |
1895 |
Наработка ВС (циклы) |
3747 |
Силовая установка |
804095 803033 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Г-96 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Сухумский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Новороссийск |
Пункт назначения |
Сухуми (Бабушера) |
Начальный пункт маршрута |
Новороссийск |
Конечный пункт маршрута |
Батуми |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия пришла к заключению, что экипаж выдерживал курс на траверз мыса Идокопас, по расчету, 129°. При этом, согласно прогноза ветра, необходимо было взять курс 136°. Экипаж не учел фактический угол сноса и, следуя параллельно береговой черте, предположительно, на удалении 10-12 км от а/п Геленджик, кратковременно вошел в облачность. Пройдя 1,5-2 минуты в облаках, экипаж полагал, что проходит траверз мыса Идокопас. Не обращая внимания на показания радиовысотомера, экипаж приступил к снижению прежним курсом для выхода на визуальный полет. Вследствие неучета фактического угла сноса и путевой скорости самолет уклонился от оси трассы на 3,7 км в сторону гор и в облаках столкнулся со склоном горы. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Выводы:
1) Все системы самолета работали исправно и не могли повлиять на исход полета.
2) Метеообеспечение полета соответствовало НМО ГА-73, метеоусловия по трассе соответствовали установленному минимуму.
3) Самолетовождение во время полета и снижения для перехода на визуальный полет экипаж осуществлял пассивно, не зная местонахождения самолета.
Заключение: Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем правил визуальных полетов и несоблюдение безопасной высоты полета над пролетаемой местностью в нарушение требований НПП ГА-78.
Сопутствующей причиной является отсутствие обеспечения контроля за полетом на всю его глубину из-за низкого уровня разрешающей способности радиолокационных и радиотехнических средств, обусловленной горной местностью прибрежного района.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|