Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 а/к Узбекистон хаво йуллари близ Зарафшана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 февраля 2006 г.
Страна:  Узбекистан
Место происшествия:  Навоийская область, 15 км от Зарафшана
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  UK-20848
Авиакомпания:  Узбекистон хаво йуллари, Управление специальных авиаработ (САР)
 


Описание
    Пилот имел задание на выполнение транспортно-связного полета.
    Прогноз погоды по трассе предусматривал: ветер 280-320°, 7-10 м/с, видимость 1000-1500 м, ливневой мокрый снег, в снежных зарядах видимость менее 1000 м, облачность сплошная на высоте 100-150 м, Тнв от 0°С до минус 3°С, влажность ~100%.
    Несоответствие прогноза погоды требованиям п. 5.1.4.13 ППГЭА РУз для выполнения полета по ПВП не позволяло КВС (метеоминимум ПВП 150x2000) принять решение на вылет и полет по маршруту насосная станция №1 (НС1) - НС6 - Зарафшан.
    В 02.33 UTC КВС связался с диспетчером а/п Ургенч по телефону и перенес время вылета на 10.00. После переноса времени вылета КВС в 02.40-02.45 произвел несанкционированный вылет с а/д НС1 без доклада диспетчеру ОВД а/п Ургенч, и приступил к выполнению полета по маршруту НС1 - НС2 - НСЗ - НС4 - НС5 - НС6 - Зарафшан. Причину вылета раньше запланированного времени можно объяснить стремлением представителей Заказчика прибыть в г. Зарафшан утром 18.02.06.
    При выполнении полета по маршруту КВС связь с диспетчерами ОВД Ургенч и Зарафшан на рубежах приема-передачи не устанавливал.
    Полет ВС от момента вылета с НС1 до пролета НС5 отслеживался персоналом насосных станций: ВС при пролете наблюдалось на истинных высотах 30-50 м вне облаков в зоне осадков в виде снега. Пролет вертолета на НС6 очевидцы уже не наблюдали. Вероятно, после пролета НС5 КВС, хорошо знавший и часто летавший по данному маршруту, начал набор высоты для исключения столкновения ВС с препятствиями, т.к. вертолет вошел в облачность и попал в метеоусловия, исключавшие возможность выполнения визуального полета, КВС потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и вертолет начал отклоняться от направления водовода.
    По истечению расчетного времени прибытия на НС6, находясь в условиях, исключающих визуальный полет, не обнаружив НС6, КВС, с целью дальнейшего продолжения полета и посадки по системе ОСП на а/д Зарафшан, попытался установить связь по УКВ-радиостанции на неправильно установленной им частоте. Затем КВС переключился на KB-радиостанцию (частота фиксированная, заранее установлена) и, выйдя на связь с диспетчером а/д Зарафшан, запросил частоту УКВ-канала.
    Анализ выписки радиообмена "экипаж-диспетчер" показывает, что первоначально неправильная установка частоты радиостанции УКВ-канала, интонация и тональность голоса свидетельствуют о высоком психоэмоциональном напряжении КВС. Это могло произойти только в стрессовой ситуации, т.к. много лет летающий в этом районе профессионально подготовленный пилот, знающий характерные ориентиры, зону ОВД и РТС а/п постоянного базирования не мог не знать или забыть регулярно используемые частоты.
    В процессе радиообмена диспетчер определил, что ВС находится в опасном горном секторе и дал команду на немедленный выход из него. КВС подтвердил команду диспетчера на немедленное начало выполнения маневра влево и больше на связь не выходил.
    Первое касание ВС земной поверхности произошло последовательно рулевым винтом, хвостовой опорой, правой основной стойкой и лопастями НВ с правым креном. Зона, характер и направление разброса частей и обломков вертолета позволяют сделать вывод, что столкновение ВС с землей произошло на скорости, близкой к скорости горизонтального полета.
    В результате АП КВС, авиатехник (служебный пассажир) и 3 пассажира Заказчика погибли. Вертолет полностью разрушен.
    Фактическая погода на месте АП соответствовала прогнозируемой и была нелетной по ПВП.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС UK-20848
Государство регистрации ВС Узбекистан
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 548129043
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Узбекистон хаво йуллари, Управление специальных авиаработ (САР)
Государство регистрации авиакомпании Узбекистан
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, причиной катастрофы явилось столкновение вертолета с земной поверхностью вследствие попадания ВС в сложные метеорологические условия, потери КВС визуального контакта с землей при попытке произвести заход на посадку и посадку на горном аэродроме при погоде хуже установленного для КВС и аэродрома минимума.
    Катастрофа произошла при сочетании следующих факторов:
    - принятие КВС решения на вылет при прогнозируемой погоде по маршруту хуже установленного минимума (п.5.1.4.13 ППГЭА-2000);
    - несанкционированный вылет ВС с оперативного аэродрома НС1, в нарушение п.5.2.1 Л. ППГЭА-2000, раньше запланированного времени без согласования с диспетчером службы ОВД;
    - непринятие КВС решения возвратиться в пункт вылета или произвести посадку на одной из площадок, имеющихся по маршруту полета, при встрече с фактическими метеоусловиями в полете хуже установленного минимума;
    - выполнение полета по маршруту до пункта назначения без радиосвязи с диспетчерами службы ОВД, чем нарушены требования статьи 66 ВК Республики Узбекистан и п. 5.2.1.9 ППГЭА-2000.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.