Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Грузинского УГА на оперативной точке Эльдари
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 марта 1981 г.
Время:  12:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Цителцкаройский район, оперативная точка Эльдари
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01867
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
 


Описание
    Экипаж 230 летного отряда (КВС, второй пилот) и авиатехник 13 марта закончил работу с базового аэродрома МВЛ Цнори на самолете Ан-2 №41394 и был направлен на оперативную точку Эльдари Цителцкаройского района для работы по внесению удобрений в овцеводческом совхозе на Ан-2 №01867, закрепленным за экипажем другого КВС, который в этот день был отстранен от работы по причине окончания срока квартального медосмотра.
    14 марта, не имея задания на полет и полетной документации, без прохождения медосмотра, предполетной подготовки, не имея прогноза погоды и диспетчерского разрешения, экипаж запустил и опробовал двигатель на стоянке. При содействии КВС, второй пилот был высажен со своего рабочего места и отправлен в грузовую кабину, а правое сиденье занял авиатехник, объясняя второму пилоту это тем, что необходимо проверить работоспособность систем двигателя. В нарушение требований руководящих документов, КВС принял безрассудное решение на взлет в неполном составе экипажа, при метеоусловиях хуже своего минимума, с тремя посторонними лицами на борту (трактористом, водителем и пастухом совхоза). По заявлению КВС, взлет был произведен с целью установления связи с базовым аэропортом Цнори. После взлета в 11:28 мск (12:28 местного времени) с закрылками, отклоненными на 20°, при попадании на высоте 20-30 м в туман, КВС отвлек внимание от пилотирования самолета по приборам и допустил потерю скорости при выполнении правого разворота с креном более 30°, в результате чего самолет перешел во второй режим полета, начал снижение и вышел на режим сваливания. Пытаясь исправить создавшееся положение, КВС отклонил штурвал в сторону, противоположную крену (величина которого в этот момент составляла более 45°) и взятием штурвала на себя усугубил аварийную ситуацию. Самолет с потерей высоты и небольшой поступательной скоростью, через 1 минуту 30 секунд полета, под углом 35-40° упал на землю на поле в 600 м юго-восточнее площадки Эльдари (41°20’ СШ, 46°30’ ВД).
    Первое касание земли произошло воздушным винтом, на расстоянии 34 м от места остановки самолета. Затем, на расстоянии 12 м от места остановки, самолет ударился правым колесом, развернулся примерно на 170° и разрушился. Двигатель оторван и лежал в 2,5 м от самолета. Фюзеляж полностью разрушился с 1 по 9 шпангоуты. Пожара не было. Тракторист погиб, остальные пассажиры и члены экипажа получили ранения.
    Прогноз погоды по району работ предусматривал: облачность 10 баллов слоистая, 50-100 м, верхняя граница не замерялась. Туман, временами морось, видимость переменная, от 100 до 500 м. Фактическая погода в момент АП: туман, видимость 300-500 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 4 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01867
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.12.1960
Заводской номер ВС 115347307
Наработка ВС (часы) 9653
Наработка ВС (циклы) 35750
Силовая установка К 1604630


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению комиссии, КВС приступил к поиску земли с целью перехода на визуальный полет и выполнял полет хаотично, через 40 секунд полета самолет вошел в правый разворот с прогрессирующим правым креном и потерей скорости. Отклонение штурвала в сторону, противоположную крену, во втором режиме полета усугубило создавшееся положение.
    Летная подкомиссия в своем отчете предполагает, что пилотирование самолета от момента взлета до создания аварийной ситуации производилось авиатехником. КВС вмешался в управление лишь только в критической ситуации, однако его запоздалые действия по исправлению создавшегося положения самолета результатов не дали.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основными причинами катастрофы явились самовольный вылет КВС в неполном составе экипажа при погоде хуже минимума и отвлечение внимания от пилотирования по приборам в сложных метеоусловиях (туман) на малой высоте.
    Командование 230 летного отряда не сделало должных выводов из аналогичных авиационных происшествий, имевших место ранее в Кутаисском ОАО и продолжало направление на АХР в отрыве от базы экипажи с низким уровнем дисциплины, без учета их моральных и деловых качеств.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.