Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Киргизского УГА близ н.п. Сузак
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 февраля 1979 г.
Время:  12:31
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, Ошская область, Сузакский р-н, близ н.п. Сузак
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-07837
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Ошский ОАО
 


Описание
    Экипаж 238 летного отряда с авиатехником на борту произвел взлет с базового аэродрома Джалал-Абад в 09:22 мск (12:22 местного времени) с целью перелета на аэродром АХР «Комсомол» Базар-Курганского р-на Ошской области.
    Прогноз погоды по маршруту Джалал-Абад - Нарын ГЭС, на котором находился данный аэродром АХР, с 07-10-13 часов предусматривал: полет в холодном фронте с волнами, облачность 3-6 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 700-900 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, умеренная болтанка, дымка, дым, видимость 4-6 км, горы открыты.
    Прогноз погоды по площадям 1-4 (маршрут полета проходит в зоне №2) с 5 до 11 часов предусматривал: холодный фронт, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая 300-500 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, дождь, дымка, видимость 3-5 км, ветер 260-280° 5-8 м/с, горы закрыты.
    Прогноз погоды по маршруту отвечал ПВП и минимуму КВС, по площадям был хуже ПВП. Таким образом, командир самолета принял решение о вылете по нелетному прогнозу погоды. Диспетчер АДП выпуск самолета по нелетному прогнозу не предотвратил, не указал высоту полета в задании на полет, согласно штурманского расчета, не потребовал соответствующей метеодокументации у КВС при оформлении задания на полет. Диспетчер КДП МВЛ не настоял перед диспетчером АДП о запрете вылета, при УВД после взлета самолета не дал экипажу конкретных условий выхода и безопасную высоту полета.
    Трасса проходит через горный перевал. При подходе к горному массиву на отдельных участках скорость фронтов уменьшалась, что привело к развитию волновой деятельности на фронтах. На наветренных склонах за счет динамического подъема воздуха происходило дополнительное его охлаждение, в результате чего образовались туманы на склонах и слоистая облачность высотой 100-150 м от поверхности земли. Фактическая погода по высоте облаков не соответствовала прогнозу.
    Произведя взлет с МК=190°, экипаж правым разворотом с набором высоты вышел на заданный маршрут, не набрав расчетной безопасной высоты. Барограф экипаж не включал. В 09:28, встретив ухудшенную видимость, экипаж принял решение о возврате и доложил об этом диспетчеру КДП МВЛ. Между 09:28 и 09:31 экипаж дважды запрашивал обратный пеленг, но из-за низкой высоты полета самолета за перевалом радиопеленгатор АРП-6 оказался неэффективным, метки самолета не было. Диспетчер КДП получить пеленг не мог и дал команду экипажу о наборе высоты. После запоздалого решения о возврате, при выполнении левого разворота для выхода на обратный курс самолет попал в туман, резко ухудшилась видимость. В 09:31 самолет на высоте 970 м столкнулся со склоном горы высотой 1 163 м западнее н.п. Сузак (10,5 км с азимутом 248° от а/д вылета) в ущелье хребта Кара-Киякыр (40°53’ СШ, 72°51’ ВД). Видимость в этом районе в момент АП, по показаниям местных жителей, составляла 20 м. Место катастрофы обнаружено через 3 часа. Самолет находился в перевернутом положении разрушенным. Поисковая группа нашла в обломках самолета тяжело раненого авиатехника, который скончался по пути в больницу (КВС и второго пилота на автомашине уже отвезли в больницу местные жители). Второй пилот скончался в больнице 20 февраля.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-07837
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1976
Заводской номер ВС 1G169-52
Наработка ВС (часы) 2002
Наработка ВС (циклы) 6845
Силовая установка К 14122364


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Ошский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Джалал-Абад
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Джалал-Абад
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной АП явилось столкновение самолета со склоном горы вследствие грубого нарушения командиром самолета п. 3.3.2, 5.5.4, 5.5.14, 5.5.15, 6.3.19, 10.2.3 НПП ГА-78, выразившегося в неправильной оценке метеоусловий, невыдерживании безопасной высоты полета, нарушении ПВП и в позднем принятии решения на возврат.
    Сопутствующие причины:
    - диспетчер КДП МВЛ допустил нарушение ОПП-77 и НПП ГА-78: не выдал экипажу после взлета конкретных условий выхода и безопасной высоты, известную ему информацию об ухудшении метеоусловий экипажу не передал и своевременных мер по возврату самолета не принял;
    - дежурный техник-синоптик АМСГ в нарушении НПП ГА-78 и НМО-ГА-73 не проконтролировала правильность оформления метеодокументации командира самолета, ограничившись формальным проставлением штампа «метеоподготовку прошел». Прогнозы погоды с индексом «шторм» (от 08-10-14 часов и от 10-13-16 часов) не выдавались в АДП и КДП под расписку;
    - Прогноз погоды по маршруту не оправдался по высоте облачности, видимости и закрытию гор. Прогнозы по площадям и по маршруту различались по количеству и высоте облачности, видимости и по закрытию гор.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.