Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Бескарагайском районе Семипалатинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 мая 1976 г.
Время:  17:39
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Семипалатинская область, 5 км северо-восточнее н.п. Новониколаевка, Бескарагайский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-79935
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 256 летного отряда в составе КВС Сулейманова Ж.С. (здесь и далее все фамилии изменены), второго пилота Семибратова Б.Г., авиатехника Шарапова Г.Д. и авиамеханика Камаева Т.А. производил авиахимработы по подкормке сельхозкультур в зерносовхозе Балапановский. С 20 по 30 апреля работы выполнялись с аэродрома, находящегося на центральной усадьбе зерносовхоза в пос. Ромадан (Мал. Владимировка). С 3 по 16 мая экипаж работал с аэродрома бригады №1 (5 км северо-восточнее дер. Новониколаевка). 17 мая экипаж предполагал работу полностью закончить. 16 мая было выполнено 5 полетов, затем из-за неисправности химаппаратуры полеты были прекращены. После обеденного перерыва экипаж и техсостав прибыли на аэродром для ремонта химаппаратуры. Около 15:00 мск на аэродром приехал главный агроном совхоза Адылов К.М. с сыном 11 лет, которого он оставил у самолета, а сам уехал в другую бригаду.
    В 15:08, КВС Сулейманов, взяв на борт самолета авиатехника Шарапова, сигнальщика Королькова С.И. и мальчика Адылова Ж., без второго пилота, который в это время находился у палатки сторожа, запустил двигатель и произвел взлет с места стоянки самолета. При взлете мальчик находился на правом сиденье, затем в полете, по указанию Сулейманова на правое сиденье сел авиатехник Шарапов. Выполняя полет на недопустимо малой высоте, Сулейманов выполнил с большими кренами несколько виражей над домами центральной усадьбы совхоза - поселка Ромадан, затем несколько таких же виражей над н.п. Новониколаевка. После этого, выйдя на аэродром, он выполнил разворот на 180° и прошел вторично над аэродромом. Затем, при выполнении разворота на малой высоте с большим левым креном (60°) самолет столкнулся с землей. После удара обоими плоскостями левой полукоробки самолет через 40 м ударился о землю левым колесом, через 8 м ударился двигателем и скапотировал. Самолет остановился разрушенным в 73 м от места первого касания земли и частично сгорел (по 20 шпангоут). КВС Сулейманов и сигнальщик Корольков погибли на месте, авиатехник Шарапов и мальчик Адылов Ж. были доставлены в больницу в тяжелом состоянии, где ребенок скончался на следующий день. Катастрофа произошла в 15:39, в 1 700 м от аэродрома (51°06’12” СШ, 79°27’12” ВД) в простых метеоусловиях.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-79935
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.09.1961
Заводской номер ВС 116747313
Наработка ВС (часы) 8766
Наработка ВС (циклы) 20533
Силовая установка К 15232215


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что во время выполнения АХР в совхозе Балапановский экипажем допускались многочисленные нарушения - с 4 по 16 мая полеты выполнялись без предполетного медосмотра. 6, 11 и 14 мая экипаж совместно с техсоставом во время отдыха допускал употребление спиртных напитков. 14 мая распитие было организовано вместе с прибывшей для выполнения регламентных работ на самолете по форме №1 технической бригадой Семипалатинского АТБ. После обеда КВС Сулейманов в нетрезвом состоянии пытался сделать полет с целью катания прибывших работников АТБ, но полет был предотвращен Шараповым и Камаевым (вытащили Сулейманова из самолета). По причине систематических нарушений со стороны Сулейманова взаимоотношения между ним и вторым пилотом Семибратовым были неудовлетворительными и с каждым днем осложнялись. На требования Семибратова о прекращении нарушений Сулейманов грубо оскорблял и унижал его. Он заявил, что «если ты меня заложишь, то мне ничего не будет, а ты сам пострадаешь», поскольку его дядя - начальник Семипалатинского АТБ, а также, что у него много друзей среди начальства. По показаниям рабочих совхоза и техсостава, Сулейманов иначе как «салага» к Семибратову не обращался. Второй пилот Семибратов не принял своевременных необходимых эффективных мер к пресечению нарушений Сулейманова, а в отдельных случаях нарушений принимал личное участие. Сулейманов неоднократно выполнял полеты без второго пилота, когда последний по естественным надобностям выходил из самолета во время загрузки. На правом сиденье в этих полетах находились либо авиатехник Шарапов, либо авиамеханик Камаев, в отдельных случаях - рабочие загрузочной бригады. В день летного происшествия экипаж предполетного медосмотра не проходил (судебно-медицинской экспертизой алкоголя в крови Сулейманова не обнаружено). Все 5 производственных полетов выполнялись Сулеймановым без второго пилота, который отказался в тот день летать. На правом сиденье во всех полетах находился Шарапов (анализ крови на алкоголь также был отрицательным).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа произошла в результате превышения предельно допустимого крена при развороте на самолете, оборудованном химаппаратурой, и вмешательства в управление авиатехника, вследствие чего произошло сваливание самолета.
    Заключение: основной причиной летного происшествия явилось грубое нарушение командиром самолета Сулеймановым Ж.С. дисциплины и требований НПП ГА-71, выразившихся в самовольном вылете с неполным составом экипажа и посторонними лицами на борту с целью катания, выполнении полета из хулиганских побуждений на недопустимо малой высоте над населенными пунктами с выполнением недозволенных эволюций.
    Сопутствующие причины:
    - низкий уровень дисциплины членов экипажа, техсостава, обслуживавшего самолет и части других работников авиапредприятия;
    - неудовлетворительная организация работы экипажа в отрыве от базы;
    - поверхностный, формальный контроль за работой экипажа со стороны командно-летного и командно-руководящего состава авиапредприятия.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.