|
|
|
Катастрофа Ан-2 Казахского УГА в Бескарагайском районе Семипалатинской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 мая 1976 г.
Время: 17:39
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Семипалатинская область, 5 км северо-восточнее н.п. Новониколаевка, Бескарагайский район
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-79935
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 256 летного отряда в составе КВС Сулейманова Ж.С. (здесь и далее все фамилии изменены), второго пилота Семибратова Б.Г., авиатехника Шарапова Г.Д. и авиамеханика Камаева Т.А. производил авиахимработы по подкормке сельхозкультур в зерносовхозе Балапановский. С 20 по 30 апреля работы выполнялись с аэродрома, находящегося на центральной усадьбе зерносовхоза в пос. Ромадан (Мал. Владимировка). С 3 по 16 мая экипаж работал с аэродрома бригады №1 (5 км северо-восточнее дер. Новониколаевка). 17 мая экипаж предполагал работу полностью закончить. 16 мая было выполнено 5 полетов, затем из-за неисправности химаппаратуры полеты были прекращены. После обеденного перерыва экипаж и техсостав прибыли на аэродром для ремонта химаппаратуры. Около 15:00 мск на аэродром приехал главный агроном совхоза Адылов К.М. с сыном 11 лет, которого он оставил у самолета, а сам уехал в другую бригаду.
В 15:08, КВС Сулейманов, взяв на борт самолета авиатехника Шарапова, сигнальщика Королькова С.И. и мальчика Адылова Ж., без второго пилота, который в это время находился у палатки сторожа, запустил двигатель и произвел взлет с места стоянки самолета. При взлете мальчик находился на правом сиденье, затем в полете, по указанию Сулейманова на правое сиденье сел авиатехник Шарапов. Выполняя полет на недопустимо малой высоте, Сулейманов выполнил с большими кренами несколько виражей над домами центральной усадьбы совхоза - поселка Ромадан, затем несколько таких же виражей над н.п. Новониколаевка. После этого, выйдя на аэродром, он выполнил разворот на 180° и прошел вторично над аэродромом. Затем, при выполнении разворота на малой высоте с большим левым креном (60°) самолет столкнулся с землей. После удара обоими плоскостями левой полукоробки самолет через 40 м ударился о землю левым колесом, через 8 м ударился двигателем и скапотировал. Самолет остановился разрушенным в 73 м от места первого касания земли и частично сгорел (по 20 шпангоут). КВС Сулейманов и сигнальщик Корольков погибли на месте, авиатехник Шарапов и мальчик Адылов Ж. были доставлены в больницу в тяжелом состоянии, где ребенок скончался на следующий день. Катастрофа произошла в 15:39, в 1 700 м от аэродрома (51°06’12” СШ, 79°27’12” ВД) в простых метеоусловиях.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
полет по кругу |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-79935 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
23.09.1961 |
Заводской номер ВС |
116747313 |
Наработка ВС (часы) |
8766 |
Наработка ВС (циклы) |
20533 |
Силовая установка |
К 15232215 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Нелегальный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Семипалатинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила, что во время выполнения АХР в совхозе Балапановский экипажем допускались многочисленные нарушения - с 4 по 16 мая полеты выполнялись без предполетного медосмотра. 6, 11 и 14 мая экипаж совместно с техсоставом во время отдыха допускал употребление спиртных напитков. 14 мая распитие было организовано вместе с прибывшей для выполнения регламентных работ на самолете по форме №1 технической бригадой Семипалатинского АТБ. После обеда КВС Сулейманов в нетрезвом состоянии пытался сделать полет с целью катания прибывших работников АТБ, но полет был предотвращен Шараповым и Камаевым (вытащили Сулейманова из самолета). По причине систематических нарушений со стороны Сулейманова взаимоотношения между ним и вторым пилотом Семибратовым были неудовлетворительными и с каждым днем осложнялись. На требования Семибратова о прекращении нарушений Сулейманов грубо оскорблял и унижал его. Он заявил, что «если ты меня заложишь, то мне ничего не будет, а ты сам пострадаешь», поскольку его дядя - начальник Семипалатинского АТБ, а также, что у него много друзей среди начальства. По показаниям рабочих совхоза и техсостава, Сулейманов иначе как «салага» к Семибратову не обращался. Второй пилот Семибратов не принял своевременных необходимых эффективных мер к пресечению нарушений Сулейманова, а в отдельных случаях нарушений принимал личное участие. Сулейманов неоднократно выполнял полеты без второго пилота, когда последний по естественным надобностям выходил из самолета во время загрузки. На правом сиденье в этих полетах находились либо авиатехник Шарапов, либо авиамеханик Камаев, в отдельных случаях - рабочие загрузочной бригады. В день летного происшествия экипаж предполетного медосмотра не проходил (судебно-медицинской экспертизой алкоголя в крови Сулейманова не обнаружено). Все 5 производственных полетов выполнялись Сулеймановым без второго пилота, который отказался в тот день летать. На правом сиденье во всех полетах находился Шарапов (анализ крови на алкоголь также был отрицательным). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Катастрофа произошла в результате превышения предельно допустимого крена при развороте на самолете, оборудованном химаппаратурой, и вмешательства в управление авиатехника, вследствие чего произошло сваливание самолета.
Заключение: основной причиной летного происшествия явилось грубое нарушение командиром самолета Сулеймановым Ж.С. дисциплины и требований НПП ГА-71, выразившихся в самовольном вылете с неполным составом экипажа и посторонними лицами на борту с целью катания, выполнении полета из хулиганских побуждений на недопустимо малой высоте над населенными пунктами с выполнением недозволенных эволюций.
Сопутствующие причины:
- низкий уровень дисциплины членов экипажа, техсостава, обслуживавшего самолет и части других работников авиапредприятия;
- неудовлетворительная организация работы экипажа в отрыве от базы;
- поверхностный, формальный контроль за работой экипажа со стороны командно-летного и командно-руководящего состава авиапредприятия.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|