Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 а/к Николаев-Аэро в Одесской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 сентября 2010 г.
Страна:  Украина
Место происшествия:  Одесская область, Великомихайловский район, близ н.п. Полезное
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  UR-24368
Авиакомпания:  Николаев-Аэро
 


Описание
    КВС выполнил контрольный полет на высоте 80-100 м (по показаниям свидетелей) с целью проверки ремонтных работ на газопроводе по заявке «Прикарпаттрансгаза». На борту находился служебный пассажир (оператор) Заказчика. На этапе захода на посадку на высоте 25-30 м произошел отрыв верхней лопасти несущего винта. Вследствие этого наступил дисбаланс, который привел к отрыву редуктора от фюзеляжа вертолета. В условиях работающих двигателей и большого количества топлива в баках, возник пожар корпуса вертолета, который уничтожил его. Оторванный от вертолета редуктор с вращающимся винтом под небольшим углом упал на землю на расстоянии 30 метров от фюзеляжа. В данном случае командир ВС не мог влиять на дальнейшее развитие событий.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС UR-24368
Государство регистрации ВС Украина
Дата выпуска ВС 23.10.1976
Заводской номер ВС 7605713
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Николаев-Аэро
Государство регистрации авиакомпании Украина
Пункт вылета Лиманское
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Лиманское
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По результатам расследования комиссия установила: При анализе предыдущего этапа подконтрольной эксплуатации (ПКЭ) лопастей несущего винта на данном вертолете выявлено, что работы по допуску к очередному этапу ПКЭ комплекта лопастей № 19909, 19917,19937, 19970,20644,20650 выполнялись в установленном Решением Госавиаадминистрации № ДС-2-10/Ка-26-2010 от 30.03.2010 г. порядке.
    30.03.10 в работах по оценке технического состояния комплекта лопастей № 19909, 19917, 19937, 19970, 20644,20650 с целью допуска к очередному этапу ПКЭ принимали участие заместитель директора-начальник отдела и ведущий инженер государственного предприятия "Укр.ЦЭАТ".
    На основании результатов исследований, проведенных на государственном предприятии "Антонов" (№ 1М0745 от 16.12.2010), сделаны следующие выводы:
    - исследование места слома лонжерона указывает на длительные циклические нагрузки и на развитие "усталостного" разрушения в передней и нижней стенках лонжерона;
    - результаты рентгенографических исследований носовых частей фрагментов лопастей указывают на наличие трещин, раковин и иных дефектов противофлаттерного балансира, которые при скоростях оборотов несущего винта, равных критическим по условиям возникновения флаттера, могли привести к возникновению автоколебаний лопасти и, как следствие, к ее разрушению.
    В соответствии с выводами Научного центра поддержания летной годности воздушных судов (Россия):
    - разрушение лопасти № 19937 верхнего несущего винта вертолета на пересечении против стыка секций №№ 5 и 6 имеет "усталостный" характер и началось от внешней поверхности нижней стенки лонжерона;
    - причиной возникновения в лонжероне лопасти "усталостной" трещины стало снижение "усталостной" прочности лонжерона, наиболее вероятно, через повреждение его материала ("деламинацию") при одноразовом воздействии на лопасть нагрузок, вызвавших разрушение соединения нижних обшивок секций №№ 5 и 6 с лонжероном;
    - нарушение клеевого соединения по пересечению стыка секций № 5 и 6 вызванного деформацией лопасти, наиболее вероятно в плоскости взмаха.
    Учитывая, что 09.07.10 в районе аэропорта Николаев наблюдался шквалистый ветер, гроза, сильный дождь, а в соответствии с формуляром вертолета и паспортов винтов вертолет в это время находился на стоянке в базовом аэропорту Николаев, вероятно, что именно в это время лопасть винта получила воздействие нерасчетных нагрузок.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, причиной катастрофы стал отрыв части лопасти верхнего несущего винта на высоте 25-30 метров, с последующим полным разбалансированием несущей системы и отрывом от фюзеляжа редуктора с подредукторной рамой. Отрыв части лопасти верхнего несущего винта произошел из-за "усталостного" разрушения лонжерона лопасти в задней нижней стенке между 5 и 6 отсеками, которое возникло вследствие:
    - нарушения клеевого соединения по пересечению стыка секций №№ 5 и 6, вызванного деформацией лопасти, наиболее вероятно в плоскости взмаха;
    - нарушения соединений нижних обшивок секций 5 и 6 в лопасти несущего винта № 19937;
    - повреждения материала лонжерона ("деламинация") при одноразовом воздействии на лопасть нагрузок, вызвавших разрушение соединения нижних обшивок секций №№ 5 и 6 с лонжероном лопасти несущего винта № 19937;
    - возникновения в лонжероне лопасти несущего винта "усталостной" трещины в результате снижения прочности на усталость, вызванной эксплуатационными факторами.
    Выявить начало развития «усталостной» трещины в лонжероне лопасти несущего винта №19937 при существующих технологических процедурах невозможно.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.