Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского УГА близ Салехарда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 февраля 1975 г.
Время:  19:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 8 км севернее а/п Салехард
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-01529
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Петропавловский ОАО
 


Описание
    Экипаж 308 летного отряда Казахского УГА базировался в а/п Мыс Каменный для выполнения полетов по перевозке грузов. В день происшествия экипаж провел предполетную подготовку для полета по маршруту Мыс Каменный – Новый Порт – Яптик-Сале – Мыс Каменный – Сеяха – Салехард – Мыс Каменный.
    При выполнении полета на участке маршрута Яптик-Сале – Мыс Каменный экипаж передал в службу движения о неисправности приборного оборудования и попросил пригласить техника по приборам к самолету. После посадки КВС заявил технику по приборам об отказе левого авиагоризонта АГК-47Б и гирополукомпаса ГПК-48 по причине выбивания автомата защиты сети АЗС-5 преобразователя ПАГ-1Ф. По объяснениям техника по приборам и техника РЭСОС (оба командированы из АТБ Петропавловского ОАО) дефект при проверке на земле не подтвердился. В присутствии экипажа они сняли преобразователь ПАГ-1Ф, вскрыли крышку, осмотрели коллекторно-щеточный узел, провернули ротор от руки, после этого установили агрегат на место и проверили его работоспособность. При неоднократном включении преобразователя и приборов на земле выбивания АЗС-5 преобразователя ПАГ-1Ф не наблюдалось. Таким образом, причина выбивания автомата защиты сети не была установлена. Не определив причину дефекта, техник по приборам доложил КВС и старшему инженеру о его устранении.
    Вылетев из а/п Мыс Каменный в 10:20 через Сеяху, экипаж в 15:02 прибыл в Салехард. После дозаправки и загрузки 800 кг груза (41 коробка с бутылками со спиртом) КВС принял решение на взлет, который произведен в 17:03 мск, ночью, с МК=40°.
    Фактическая погода а/п Салехард за 16:50 была – обл. 10/4 средняя, слоисто-кучевая высотой 1040 м по прибору, поземок, видимость 13 км, ветер 30° 6-9 м/с, давление 754 мм рт.ст., температура -37°С.
    После доклада о наборе высоты 200 м экипаж получил разрешение от диспетчера СДП о дальнейшем наборе заданного эшелона 900 м по курсу следования с ЗМПУ=30°. Через 6 минут после взлета диспетчер, попросив у экипажа нажатие, передал место самолета: «прямой 350 градусов, удаление 8» и дал указание взять поправку в курс полета. Экипаж ответил: «Вас понял, прямой 350 градусов». В дальнейшем экипаж на 8-й и 9-й минутах полета дважды запрашивал магнитный пеленг и диспетчер дважды отвечал: «Ваш прямой 350 градусов». На 10-й минуте полета диспетчер передал экипажу радиальное удаление 9 км и запросил высоту и курс полета. Ответа не поступило. На последующие вызовы экипаж также не отвечал.
    Организованными поисками самолет обнаружен в заснеженной тундре на удалении 8 км от а/п Салехард с МК=350° полностью разрушенным. Экипаж погиб.
    Из анализа переговоров экипажа и диспетчера установлено, что в течение последних 4 минут полета самолет находился с постоянным прямым пеленгом 350° на удалении 8-9 км от аэропорта с отклонением от заданного направления линии пути на 40°. Высоту полета установить не удалось из-за отсутствия объективных данных. Столкновение с землей произошло с правым креном 35-40°, углом тангажа минус 5-6° и поступательной скоростью 220-230 км/ч. Метеоусловия влияния на исход полета не оказали.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-01529
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1967
Заводской номер ВС 1G80-23
Наработка ВС (часы) 6388
Наработка ВС (циклы) 18322
Силовая установка К 1406203


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Петропавловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Салехард
Пункт назначения Мыс Каменный
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Мыс Каменный


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной летного происшествия явилась потеря экипажем пространственного положения самолета из-за отказа авиагоризонта АГК-47Б и гирополукомпаса ГПК-48.
    Потере пространственного положения способствовало отсутствие индикации об отказе гироприборов и отсутствие естественного горизонта.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.