Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ми-8Т а/к Чайка в Абхазии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 октября 2001 г.
Страна:  Абхазия
Место происшествия:  22 км восточнее Сухуми
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  UR-24229
Авиакомпания:  Чайка
 


Описание
    Вертолет, принадлежащий а/к «Универсал-авиа», эксплуатировался авиакомпанией «Чайка» и выполнял полет с миссией ООН в зоне Грузино-Абхазского конфликта. В назначенное время экипаж на связь не вышел и на запросы диспетчера не отвечал.
    При проведении поисково-спасательных работ вертолет был обнаружен самолетом Л-39 перед входом в Кодорское ущелье на склоне горы Сахарная Голова, в 22 км восточнее Сухуми, разрушенным и сгоревшим.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС UR-24229
Государство регистрации ВС Украина
Дата выпуска ВС 17.04.1987
Заводской номер ВС 98730591
Наработка ВС (часы) 8217
Наработка ВС (циклы) 13564
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Чайка
Государство регистрации авиакомпании Украина
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Анализ переговоров между членами экипажа показывает, что с момента взлета вертолета полет проходил без отклонений, отказов материальной части вертолета не выявлено. Отсутствие доклада экипажа о возникшей на борту ситуации, что подтверждается записью на магнитофоне МС-61, свидетельствует о внезапности и скоротечности развития катастрофической ситуации на борту вертолета.
    Показания четырех очевидцев (2 членов незаконно проникшего в район Кодорского ущелья формирования, одного находившегося в этом формировании заложника и одного жителя Абхазского района Грузии) указывают на то, что по вертолету был произведен выстрел из переносного зенитно-ракетного комплекса. По данным одного из очевидцев, вертолет, после попадания в него ракеты, перешел в неконтролируемый полет и столкнулся с землей.
    Согласно заключения Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз № 5326 от 9 января 2002 года, многочисленные осколочные повреждения изъятых с места происшествия узлов и агрегатов вертолета Ми-8Т № UR-24229 нанесены в результате двух, последовавших друг за другом за короткий промежуток времени, взрывов. Первый взрыв мощного осколочно-фугасного взрывного устройства бризантного действия произошел в редукторном отсеке, в районе первой опоры трансмиссии хвостового вала над расходным баком. Второй - слева вверху над наружной дюралюминиевой обшивкой передней верней части концевого отсека капота. Мощность первого взрыва превышала мощность второго. Образовавшиеся при первом взрыве осколки, нанесли многочисленные повреждения трубопроводам гидросистемы, пробили корпус расходного топливного бака и воспламенили топливо (керосин), что привело к потере управления вертолетом (несущим и рулевым винтами) и возникновению пожара в воздухе.
    Наличие двух последовательных взрывов разной мощности, двух зон поражения (внутри и снаружи вертолета), а также то, что пораженные взрывами узлы и агрегаты вертолета расположены за выхлопным патрубком левого двигателя, т.е. в зоне выхода выхлопных газов (температура которых значительно выше температуры основных поверхностей вертолета) свидетельствует о том, что взрывным устройством явилась ракета зенитно-ракетного комплекса, вероятнее всего ракета переносного зенитно-ракетного комплекса типа "Игла", оборудованная тепловой головкой самонаведения и предназначенная для поражения воздушных целей, в том числе и вертолетов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, причиной авиационного происшествия с человеческими жертвами явилось поражение его ракетой переносного зенитно-ракетного комплекса. Взрыв боевой части ракеты в задней части редукторного отсека вызвал многочисленные осколочные повреждения гидросистемы, трансмиссии хвостового вала, расходного топливного бака вертолета и воспламенение находившегося в расходном баке топлива. Нанесенные повреждения привели к полной потере управления воздушным судном, возникновению пожара на борту, последующему столкновению вертолета с землей и, как следствие, - к полному разрушению конструкции вертолета, гибели всех находившихся на борту пассажиров и членов экипажа.
    В сложившейся обстановке любые действия экипажа не могли оказать влияния на исход катастрофической ситуации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.