Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Красноярского УГА на озере Пясино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 1973 г.
Время:  13:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Таймырский АО, озеро Пясино
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22191
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское УГА, Норильский ОАО
 


Описание
    Экипаж 329 летного отряда выполнял полет по заявке Норильской комплексной экспедиции по маршруту Валек – буровые вышки района озера Арылах – Валек. На борту находились два служебных пассажира заказчика и 1950 кг груза. Взлет в а/п Валек произведен в 06:30 мск.
    Прогноз погоду по маршруту Валек – Арылах (06:00 – 09:30) предусматривал: полет в ложбине, облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая 400-600 м, средняя, снег, видимость 6-10 км, кратковременно 3-5 км, в облаках слабое обледенение, умеренная болтанка.
    Первая посадка в районе озера Арылах произведена в 07:25 у бурового станка, где было выгружено 9 бочек солярки. Затем посадка была произведена у второго станка, в 5 км от места первой посадки. Там был высажен один буровой мастер и взят другой буровой мастер. В процессе выполнения задания экипаж получил указание от командования летного отряда произвести посадку на озере Пясино для вывоза рыбаков и их улова (полет по этой заявке Норильского рыбозавода накануне выполнял экипаж Ми-4, который не обнаружил рыбаков в домике и улетел).
    В 07:45 экипаж произвел взлет для следования на рыбучасток озера Пясино с одновременным осмотром маршрута и местонахождения санно-транспортного поезда, следовавшего на Арылах. При подлете к озеру Пясино экипаж в 08:25 сообщил диспетчеру а/п Алыкель, что на 5 минут будет производить посадку у рыбаков на озере Пясино. Посадка произведена около 09:05 на площадке у домика рыбаков. После посадки, не выключая двигателей, КВС отправил бортмеханика в домик поторопить рыбаков с вылетом на Валек. В домике находились 4 рыбака, из которых трое решили лететь на Валек, взяв с собой мешок рыбы (50 кг). Таким образом, всего на борту находилось 5 пассажиров.
    Экипаж произвел взлет с МК=110-130° (против ветра). По показаниям оставшегося на земле рыбака, после отрыва вертолета и набора высоты он ушел в домик, откуда вышел минут через 30, увидел вертолет на озере и посчитал, что его звеньевой загружается рыбой, оставленной в мешках около лунок. Снова он вышел через 10 минут и увидел, что вертолет стоит на том же месте. После этого он решил пойти к вертолету и узнать, в чем дело. Подойдя, он обнаружил вертолет разрушенным. Экипаж и пассажиры находились без признаков жизни.
    Катастрофа произошла примерно в 09:20 мск (13:20 местного времени) на льду озера Пясино в 1000 м от домика рыбаков, в 75 км с азимутом 340° от а/д Валек. Вертолет находился перевернутым на правом борту, на расстоянии 70 м от места первого удара о лед и развернутым на 180° от предположительного направления полета.
    Комиссия определила следующее: аварийная ситуация создалась после взлета вертолета от домика рыбаков, по достижению высоты 200 м (по барограмме). Столкновение вертолета со льдом озера произошло под углом около 40° с левым креном, с МК=210°, под углом 280° к линии взлета (левым разворотом).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22191
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.05.1971
Заводской номер ВС 2116
Наработка ВС (часы) 1639
Наработка ВС (циклы) 2288
Силовая установка С 9221291 С 9221078


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское УГА, Норильский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Валек
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Валек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, предположительной причиной катастрофы явился отказ в управлении вертолетом, что привело к неотвратимой аварийной ситуации.
    В особом мнении представители МВЗ им. Миля и завода №41 ГА причиной катастрофы считают потерю пространственной ориентировки пилотом, когда он по указанию находившегося на борту рыбака летел над льдом озера в условиях снежной поземки и искал местонахождение рыбы, которая должна быть погружена на борт вертолета. При этом при неизвестной экипажу толщине льда обороты несущего винта поддерживались повышенными.
    По заключению ГосНИИ ГА, представленные на исследование гидроагрегаты вертолета функционировали нормально и их основные параметры соответствовали техническим требованиям.
    Для исследования в ГосНИИ ГА была также представлена тяга поперечного управления вертолетом, которая обнаружена на месте происшествия срезанной. ГосНИИ ГА сделала заключение, что разрушение забустерной тяги поперечного управления (8А-5104-155-5) явилось следствием однократной нерасчетной нагрузки в результате поломки вертолета.
    Согласно приказу начальника Красноярского УГА, на основании заключения ГосНИИ ГА о технической исправности материальной части вертолета, предположительной причиной катастрофы явилась потеря пространственного положения при заходе на посадку по причине перелета характерных ориентиров (лунок рыбаков) в условиях низовой метели и ограниченной видимости.
    Сопутствующей причиной катастрофы явилась посадка вертолета для непредусмотренной в заявке Норильской экспедиции посадки для вывозки людей по настоянию командира 329 летного отряда и командира АЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.