Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Уральского УГА в Камышловском районе Свердловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июня 1972 г.
Время:  18:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Камышловский р-н, севернее села Квашнинское
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-11072
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
 


Описание
    Экипаж 326 летного отряда выполнял полеты по обслуживанию мехколонны №17 по перевозке опор ЛЭП предприятия «Уралэнергосеть». В 13:20 экипаж приступил к выполнению полетов по транспортировке опор ЛЭП по трассе Рефт – Тюмень. При выполнении 5-го полета к месту укладки груза (просека в лесу) с фермой весом 2 430 кг на внешней подвеске, по показаниям бортмеханика, на вертолете сложилась аварийная обстановка, которая потребовала сброса груза. В сложившейся аварийной обстановке вертолет опрокинулся, с отрицательным углом тангажа ударился о землю в 180 м от места укладки груза и разрушился. КВС, второй пилот и стропальщик погибли, бортмеханик тяжело ранен. Катастрофа произошла в районе села Квашнинское Камышловского района (30 км севернее г. Камышлов) в 18:53 местного времени.
    При осмотре места ЛП установлено, что между 8 и 15 шпангоутами хвостовая балка разрушена. С левой стороны между шпангоутами 4 и 8 балка разорвана тросовой проводкой. На балке имеются следы удара посторонним предметом. Концевая балка разрушена между 1 и 4 шпангоутом. На обшивке имеются следы удара лопастями хвостового винта.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-11072
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.03.1967
Заводской номер ВС 0510
Наработка ВС (часы) 2404
Наработка ВС (циклы) 5835
Силовая установка С 9831083 С 9911072


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, 2-й Свердловский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила: взлет с фермой на внешней подвеске для ее доставки на трассу электролинии произведен в 18:30. Полет проходил на высоте 200 м при следующей погоде: высота облачности 300-500 м, видимость 10 км, ветер неустойчивый 10-20 км/ч.
    Через 23 минуты, в режиме горизонтального полета, вертолет прибыл к месту укладки груза. По показаниям бортмеханика, вертолет внезапно завалился на бок с перемещением вниз и возникновением бросков, которые привели к раскачке груза. По команде бортмеханика груз был сброшен. Вертолет с отрицательным углом тангажа ударился о землю и разрушился.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, наиболее вероятными причинами столкновения вертолета с землей явились:
    1) разрушение в полете хвостовой балки в районе 8-15 шпангоута с последующим разрушением концевой балки;
    2) отказ гидросистемы.
    Причинами разрушения хвостовой балки в полете могли быть:
    а) потеря прочности ее конструкции из-за повышенных знакопеременных нагрузок вследствие разрушения лопасти хвостового винта;
    б) потеря прочности хвостовой балки вследствие ее повреждения посторонним предметом.
    Представители МАП в особом мнении считают, что причиной катастрофы явился удар в полете перевозимой на внешней подвеске фермы о хвостовую балку вследствие раскачки фермы и вертолета, о чем свидетельствуют следы ударов и разрушений на хвостовой балке и на подкосе хвостовой опоры. В результате этих повреждений произошло разрушение в полете хвостовой балки с последующим обрывом концевой балки с хвостовым редуктором.
    Члены летной подкомиссии категорически отрицают возможность такой раскачки груза и не соглашаются с вышеуказанным особым мнением.
    Исследование ГосНИИ ГА (спектральный анализ с целью обнаружения на конструкции хвостовой балки следов цинка от покрытой оцинковкой фермы) не смогло ни подтвердить, ни опровергнуть версию об ударе фермы о хвостовую балку, поскольку обнаруженный на хвостовой балке цинк входит в состав краски, которой она окрашена. ГосНИИ ГА считает, что обнаруженные на хвостовой балке повреждения являются следствием, а не причиной возникновения аварийной ситуации.
    По заключению Главной инспекции ГА, проведенными исследованиями в ГосНИИ ГА узлов, агрегатов, деталей, вследствие их значительного разрушения, установить истинную причину ЛП не представляется возможным. Однако есть основания полагать, что вероятными причинами ЛП могли быть:
    - временный отказ в работе системы управления вертолетом;
    - отказ в работе системы автопилота;
    - возможное наличие большой турбулентности в полете.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.