Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Приволжского УГА в Калтасинском районе Башкирской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 июля 1972 г.
Время:  11:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Калтасинский район, 3 км восточнее дер. Шарипово
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-24097
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Уфимский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 172 летного отряда выполнял полет по патрулированию ЛЭП по маршруту Нефтекамск – Редькино (Хазино) – Карманово и обратно. На борту находились 5 служебных пассажиров Заказчика - два работника Нефтекамской электросети и три студентки 3 курса Казанского филиала МЭИ, проходившие производственную практику на этом предприятии.
    Первый полет (взлет в 08:15 мск) выполнялся с проверяющим, командиром звена, на борту. Пилот вылетел из а/п Нефтекамск, выполнил полет по патрулированию ЛЭП на участке Арлан – Хазино и через 27 минут полета произвел посадку на а/д Хазино. Не выключая двигателей, командир звена посадил на правое пилотское сиденье служебного пассажира, а сам остался на этой оперативной точке для выполнения задания на другом вертолете.
    В 08:46 командир вертолета произвел взлет для патрулирования участка ЛЭП Хазино – Карманово. Через 30 минут полета был произведен разворот на 180° для осмотра ЛЭП с другой стороны, а через 55-57 минут после взлета в Хазино (найденные на месте АП двое остановившихся наручных часов показывали разное время) вертолет упал на лес в 3 км восточнее н.п. Шарипово Калтасинского р-на (30 км юго-восточнее Нефтекамска) и был найден в перевернутом положении сгоревшим. Все находившиеся на борту погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 5 5
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24097
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1971
Заводской номер ВС 7101907
Наработка ВС (часы) 610
Наработка ВС (циклы) 1304
Силовая установка КЕ 132050 КЕ 142045


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Уфимский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хазино
Пункт назначения Нефтекамск
Начальный пункт маршрута Нефтекамск
Конечный пункт маршрута Нефтекамск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что прогнозируемая и фактическая погода соответствовала минимуму КВС, полетный вес и центровка не выходили за установленные ограничения, полет выполнялся на высоте не ниже безопасной (по расшифровке барограммы истинная высота полета по маршруту облета ЛЭП была не менее 70 м). Снижение на последнем этапе полета началось над полем и продолжалось 95 секунд с вертикальной скоростью 0,7-0,8 м/с. Вертолет с высоты 100 м снизился до 15-20 м, пролетев при этом над лесом более 2 км. Полет на малой высоте продолжался не менее 50 секунд. Первое столкновение с деревьями произошло на расстоянии 140 м от места падения. Сбивая несущими винтами верхушки и ветки деревьев, вертолет пролетел с незначительным снижением более 100 м. Затем, свалив три дерева, он перевернулся и упал на землю. Срубленные ветки имели длину от 250 мм до 2500 мм. Это свидетельствует об энергичном торможении вертолета. Никаких сообщений пилот не передавал.
    Исследование ГосНИИ ГА подтвердили работоспособность двигателей, редуктора, колонки и лопастей несущих винтов до столкновения с препятствиями.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы явилось преднамеренное снижение и нарушение командиром вертолета безопасной высоты полета, после чего он с пилотированием не справился и допустил столкновение с деревьями.
    В особом мнении представители летной подкомиссии - командир Уфимского ОАО и командир 172 летного отряда считают, что причиной ЛП явился отказ материальной части вертолета (полный или частичный), о чем свидетельствуют выключенное зажигание правого двигателя и положение переключателя левого магнето в положение «Л» (ближе к 0) и отсутствие разноса крыльчаток вентиляторов двигателей, тогда как лопасти несущих винтов практически разрушены. Также, в пользу этой версии служат показания очевидцев, слышавших ненормальность работы двигателей и повреждения деревьев, свидетельствующие о попытке вынужденной посадки на лес.
    Представители МАП в своем ответе на Особое мнение полностью опровергают все эти доводы и соглашаются с Заключением комиссии, ссылаясь также на заключение ГосНИИ ГА об исправности материальной части.
    Начальник инспекции Приволжского УГА, рассмотрев материалы работы и Заключение комиссии, считает, что факт возможного отказа материальной части в полете полностью отрицать нельзя, так как часть деталей, узлов и агрегатов вертолета и двигателей не могли быть исследованы по причине их полного разрушения или уничтожения пожаром.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.