Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18Б МУТА ГВФ в Тарасовском районе Ростовской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 декабря 1961 г.
Время:  16:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ростовская область, 10 км восточнее х. Чеботовка, Тарасовский р-н
Тип ВС:  Ил-18Б
Регистрация ВС:  СССР-75654
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Рейс:  245
 


Описание
    Экипаж произвел взлет в а/п Внуково в 14:34. Полет проходил на эшелоне 8 000 м. Верхняя граница облаков на участке Воронеж-Ростов была 1 500-1600 м. В 15:47 экипаж доложил о входе в зону ГРДП Ростов с путевой скоростью 630 км/ч. В 15:52 ГРДП передал сообщение о местонахождении самолета: азимут 5°, удаление 240 км. Экипаж подтвердил. В 15:59 диспетчер ГРДП передал, что самолет прошел траверз Луганска. Ответа не последовало и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал. Отметка самолета на светоплане радиолокатора быстро исчезла.
    Самолет был обнаружен в 10 км восточнее хутора Чеботовка (18 км юго-западнее села Верхняя Тарасовка) на заснеженном поле в 80 м южнее шоссе Верхняя Тарасовка-Чеботовка полностью разрушенным и сгоревшим. Столкновение с землей в 16:00 произошло на очень большой скорости под углом 107° к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Силовые установки вошли в землю на глубину 3,5-5 м. Обломки разбросаны на северо-запад на 300-350 м. Обломки правой ОЧК и левого и правого закрылков обнаружены юго-западнее на удалении 103-1 000 м от места столкновения с землей. Таким образом, на месте падения обнаружены все основные части самолета. Разрушение и обрыв закрылков и правой ОЧК произошло до удара об землю во время падения самолета. До отрыва закрылков от крыла они находились в полностью выпущенном положении 40°. Шасси находились в убранном положении.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 50 50
На земле   0
Всего погибших 59


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75654
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.10.1958
Заводской номер ВС 188000503
Наработка ВС (часы) 2722
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н 2134034 Н 2134165 Н 2134164 Н 2134187


Сведения о рейсе

Номер рейса 245
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился непроизвольный полный на (40°) выпуск закрылков в полете на крейсерской скорости, что вызвало потерю продольной управляемости и устойчивости самолета с последующим его затягиванием в пикирование из-за особенностей аэродинамической компоновки самолета. В этих условиях вывод самолета из пикирования без уборки закрылков практически невозможен, а экипаж, находясь под воздействием отрицательной перегрузки, не в состоянии перевести закрылки на уборку. Выпуск закрылков произошел в результате перемещения рычага управления закрылками при случайном его задевании одним из членов экипажа и оказался возможным из-за конструктивного дефекта рычага управления закрылками, не имеющего надежной защиты от такого перемещения (в отличие от самолетов Ил-14 и Ил-28). Этому способствовала установка ручки в рейсовом полете в среднее положение, что противоречит РЛЭ. Среднее положение предусмотрено для фиксации взлетного и посадочного углов установки закрылков.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.