Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Украинского УГА близ Григориополя
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1972 г.
Время:  10:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Молдавская ССР, Григориопольский район, близ села Глиное
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-49306
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Черновицкий ОАО
Рейс:  3623
 


Описание
    Самолет Ан-2 №49306 выполнял рейс №3623 Черновцы-Одесса. Перед рейсом заболевшего КВС Барановского (здесь и далее все фамилии изменены) заменил находившийся в резерве КВС Степанчук. Для его провозки по маршруту и для выполнения тренировки по задаче №4 упражнения №1 приказа №662-61 г. с целью подготовки к самостоятельным полетам с пассажирами в состав экипажа был включен проверяющий – к-р звена Морощенко. Второй пилот остался из экипажа Барановского.
    Прогноз погоды по трассе предусматривал: полет в ложбине, облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 400-600 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая высотой 200-300 м, дождь, дымка, видимость 6-10 км, в дожде 2-4 км, умеренная болтанка.
    Прогноз погоды являлся летным и КВС принял обоснованное решение на вылет. Взлет в а/п Черновцы произведен в 08:46. На борту находился 1 пассажир и 710 кг груза (жеребейки литейные, трансформаторы и изделия из черного металла). КВС занимал левое сиденье, к-р звена – правое сиденье, второй пилот находился между пилотскими сиденьями. Полет до контрольного ориентира трассы Могилев-Подольский производился по ПВП на безопасной высоте. В 09:34 самолет вошел в зону МДП а/п Бельцы. Экипаж доложил диспетчеру МДП о входе в зону и о расчетном времени пролета контрольного ориентира трассы Сороки в 09:57. Диспетчер разрешил пролет зоны аэропорта на высоте 500 м по приведенному давлению с докладом контрольного ориентира Сороки. В 09:44 экипаж доложил пролет Сороки (с ошибкой в расчетном времени пролета на 13 минут). В 10:02 экипаж доложил диспетчеру МДП о выходе из его зоны и закончил связь с МДП Бельцы. После пролета Рыбницы экипаж начал уклоняться вправо по трассе и вышел в район расположения радиомачты высотой 350 м, которую, очевидно, увидел в непосредственной близости. Зная о наличии только одной радиомачты, экипаж отворотом влево пытался избежать столкновения с ней. Вторая радиомачта высотой 260 м расположена левее радиомачты высотой 350 м на расстоянии 1 км. Из-за отсутствия на этой радиомачте дневной маркировки и осадков, на фоне облачности и вспаханного поля, она экипажем, очевидно, замечена не была. В 10:20 самолет столкнулся с оттяжками мачты на высоте 200 м, загорелся и, разрушаясь, упал на поле совхоза Карманово Григориопольского р-на Молдавской ССР в 280 м от мачты. Место катастрофы находится в 15 км от трассы. Столкновение с землей произошло под углом 80°. Фюзеляж сгорел по 23 шпангоут.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-49306
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.09.1961
Заводской номер ВС 1G11-20
Наработка ВС (часы) 9044
Наработка ВС (циклы) 33871
Силовая установка КЛ 1314049


Сведения о рейсе

Номер рейса 3623
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Черновицкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Черновцы
Пункт назначения Одесса
Начальный пункт маршрута Черновцы
Конечный пункт маршрута Одесса


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    - ГА не была информирована министерством связи Молдавской ССР об окончании строительства радиомачты высотой 350 м, поэтому в документах ГА имелась только мачта высотой 260 м;
    - информация о координатах мачт выдана с ошибкой на 35 км (фактически мачты расположены восточнее указанных координат);
    - дневная маркировка мачты высотой 260 м практически отсутствовала;
    - частота Кишиневской ШВРС присвоена другой радиостанции, которая находится в 48 км восточнее города;
    - о таком изменении в ГА не сообщалось.
   
Выявленные при расследовании недостатки     При выполнении рейса экипаж, служба движения а/п Черновцы и Бельцы и АМСГ а/п Черновцы допустили следующие нарушения:
    1) Недостаточное знание экипажем ИПП аэропорта посадки и запасного аэропорта Кишинев;
    2) Диспетчеры службы движения а/п Черновцы, Каменец-Подольский и Бельцы нарушали технологию работы, правила ведения радиосвязи и фразеологию радиообмена;
    3) Синоптик АМСГ не указал срок действия прогноза погоды по маршруту в бланке АВ-5, выданном экипажу, а также неточно спрогнозировал направление ветра на высотах 300-500 м.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось столкновение самолета с оттяжками радиомачты на высоте 200 м в условиях ухудшенной видимости в дожде, в результате уклонения от трассы на расстояние 15 км, допущенного экипажем.
    Способствующие причины:
    1) Отсутствие информации от министерства связи МССР о наличии второй радиомачты высотой 350 м;
    2) Отсутствие дневной маркировки на радиомачте высотой 260 м.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.