 |
 |
 |
Авария Ми-8 Надымского ОАО в районе а/п Мыс Каменный |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: авария
Дата: 22 февраля 1995 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Тюменская область, ЯНАО, близ а/п Мыс Каменный
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: RA-22773
Авиакомпания: Надымский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж вертолёта выполнял транспортно-связной полёт с предполагаемой посадкой в а/п Ямбург. Из-за ухудшения погоды в этом аэропорту КВС принял решение о посадке в а/п Мыс Каменный. При выполнении захода на посадку в сложных метеоусловиях, в сумерках вертолёт столкнулся со льдом Обской губы на удалении 891 метр от торца и левее 506 метров ВПП и полностью разрушился.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-22773 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1983 |
Заводской номер ВС |
98311672 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Надымский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Ямбург |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В ходе расследования комиссия установила, что уровень профессиональной подготовки для выполнения полётного задания в условиях разрешенного минимума был недостаточен, подготовка к полёту была проведена с рядом нарушений, сам полёт до принятия решения о посадке в а/п Мыс Каменный также выполнялся экипажем с грубыми нарушениями требований руководящих документов, а именно:
- следование по маршруту полёта производилось на высотах, не соответствующих заданному эшелону, без информирования об этом служб УВД;
- при подготовке к посадке и перед взлётом не выполнялась карта контрольных проверок;
- в ходе полёта была выполнена посадка, не предусмотренная заданием.
Существенное влияние на исход полёта оказали также недостатки в работе служб УВД и метеообеспечения а/п Мыс Каменный.
При отсутствии в аэропорту радиолокационного контроля диспетчер УВД выдал экипажу необоснованную рекомендацию о заходе с прямой, что привело к созданию дефицита времени у экипажа при подготовке к посадке, отсутствию информации об удалении до ВПП, а так же существенно затруднило выдерживание высоты полёта по профилю захода. В период выполнения посадки погода в а/п Мыс Каменный относилась к категории сложных метеоусловий и к моменту принятия КВС решения о посадке составляла: видимость 800 м, высота НГО 80 м, что соответствовало минимуму КВС для посадки. Минимум а/п Мыс Каменный 80х800 при осуществлении метеонаблюдений. Но за 2 часа до посадки вертолёта №22773 метеонаблюдатель вспомогательного пункта наблюдения (ВПН), в нарушение НМО ГА-90 и своей должностной инструкции, самовольно покинул рабочее место и наблюдение за высотой нижней границы облаков (ВНГО) и передачу данных на основной пункт наблюдения (ОПН) не производил.
Старший инженер-синоптик и метеонаблюдатель на ОПН, зная об этом, не доложили РП, что метеонаблюдение за ВНГО на БПРМ не производится. (при отсутствии метеонаблюдения на ВПН минимум аэродрома Мыс Каменный в соответствии с инструкцией по производству полётов на нем должен быть повышен до 200х500). РП, который осуществлял УВД этим вертолетом, не имея соответствующей информации, осуществлял его по минимуму 80х800, в результате чего был нарушен минимум аэродрома.
В этих условиях экипаж начал заход на посадку, находясь на удалении 20 км от ВПП в её створе. В дальнейшем полёт осуществлялся по курсу, заданному курсозадатчиком УРГ-4, но расследованием установлено, что КВС и второй пилот выставили разные и оба неправильные курсы на УРГ-4 и не убедились в идентичности (148 и 158, соответственно, вместо необходимого 150). Анализ траектории дальнейшего движения вертолёта до его приближения к району ДПРМ показал, что экипаж не обладал твёрдыми навыками пилотирования по системе ОСП (ОПРС), не смог оценить своё положение относительно заданной линии пути, не имел представления о своём удалении от ВПП, что привело к значительному боковому отклонению, а так же отклонению профиля захода по высоте, так как расчетное снижение на удалении порядка 9 км от ВПП выполнено не было.
Находясь в зоне "воронки" ДПРМ, экипаж должен был убедиться в "опрокидывании" стрелки РП, оценить свое положение относительно ВПП и принять решение на повторный заход. Однако, хотя высота полёта была больше расчетной на 260 м (420 м), а показания других приборов свидетельствовали, что вертолёт находится левее ВПП, экипаж ухода на второй круг не выполнил. В дальнейшем экипаж, не дождавшись разворота стрелки и не определив таким образом момента пролёта ДПРМ, а так же своего места относительно ВПП (по дальности и боковому уклонению), переключил полукомплект радиокомпаса АРК-9, настроенный на ДПРМ а/п Мыс Каменный, на другой полукомплект, который был настроен вместо аэродрома Мыс Каменный на ДПРМ аэродрома Ямбург, поэтому КВС при переключении АРК выполнил отворот влево на курс 138°. Вертолёт пролетел левее ДПРМ 130 м на высоте 400 м.
После получения от диспетчера УВД радиопеленга 154° КВС пытался устранить левое уклонение, однако в дальнейшем, ориентируясь на стрелку радиокомпаса, начал разворот влево на Ямбург. Получив информацию от диспетчера о значении обратного пеленга 158°, КВС прекратил разворот влево, продолжив снижение курсом примерно 130°. Вертолёт пролетел БПРМ левее 740 м, на высоте 270 м (вместо 60 м по схеме) и с вертикальной скоростью 3,1 м/с.
При явно непосадочном положении вертолёта КВС вторично не принял решения об уходе на второй круг. Примерно на траверзе ВПП и удалении 500 м второй пилот обнаружил огни ВПП. По результатам опроса КВС установлено, что он практически до момента столкновения вертолёта со льдом Обской губы не наблюдал земных ориентиров. На высоте 20 м вертолёт попал в снежный вихрь. Вместо набора высоты для выхода из снежного вихря КВС предпринял попытку перемещения в сторону ВПП. В процессе перемещения на малой высоте вперед вправо вертолёт столкнулся правым колесом, а затем лопастями несущего винта с ледовой поверхностью Обской губы и разрушился. Экипаж получил незначительные телесные повреждения, пассажир не пострадал.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссия по расследованию сделала заключение, что авиационное происшествие явилось следствием выполнения захода на посадку при незнании экипажем своего местонахождения и принятия КВС необоснованного решения на выполнение посадки при отсутствии визуального контакта с огнями ВПП.
В ходе расследования комиссией были вскрыты серьёзные нарушения в организации лётной работы в летном отряде Надымского ОАО. Подготовка КВС вертолёта Ми-8 №22773 Головченко В.А. к полётам по ППП при минимуме 80х800 проведена с отступлением от ППЛС-92, однако, командир летного отряда допустил его к полётам по данному минимуму. Экипаж вертолёта был сформирован из малоопытных специалистов, в результате чего они не смогли оказать необходимой помощи командиру ВС при выполнении задания на полёт, взаимодействие между членами экипажа отсутствовало.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|