Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА в а/п Томск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 сентября 1973 г.
Время:  17:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Томск (Богашёво)
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-41913
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Томский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 119 летного отряда выполнил рейсы №103/104 по маршруту Томск – Колпашево – Парабель – Каргасок – Томск на Ан-2 №41913. Вылет произведен в 05:45 мск. В состав экипажа включен командир звена для провозки КВС по трассе. Экипаж также был запланирован на аэродромную тренировку с 04:30 до 16:00 на Ан-2 №92871. В 13:03, завершив рейсовый полет, экипаж произвел посадку в а/п Томск. Командир звена принял решение производить тренировку на загруженном самолете №41913, на борту которого осталась почта весом 594 кг, не выгруженная из-за неоперативности СОП. Предварительную и предполетную подготовку к данным полетам с экипажем производил зам. к-ра АЭ. Перед полетом к-р звена предупредил руководителя полетов, что будет летать по кругу с имитацией отказа двигателя. Взлет произведен в 13:38 мск при фактической погоде: облачность 6/6 кучевая, слоисто-кучевая 1000 м визуально, видимость 10 км, ветер 200° 8 м/с, порывы 11 м/с. В первом полете экипаж заходил на посадку с имитацией на грунтовую полосу на прямой с уходом на второй круг. Второй и третий полеты выполнены по кругу с посадкой на ГВПП. В четвертом полете была дана имитация отказа двигателя до первого разворота и на предпосадочной прямой с посадкой. После выполнения пятого полета по кругу экипаж в 13:59 произвел взлет. На высоте первого разворота к-р звена доложил диспетчеру подхода о взлете и полете по кругу на высоте 300 м. В 14:02 экипаж на вызов не ответил. Самолет обнаружен на территории аэродрома в 230 м от торца южного конца ВПП с МК=116°. Все находившиеся на борту погибли. По показаниям очевидцев, самолет на высоте 100-120 м вошел в левый разворот с креном 15-20° и после выполнения первого разворота, не выходя из крена, пошел на снижение с одновременным левым разворотом в сторону ВПП и увеличением крена до 30°. В таком режиме полета, пройдя положение, обратное курсу взлета, началось резкое снижение с одновременным увеличением крена. Самолет с неработающим двигателем и прогрессирующим левым креном развернулся и столкнулся с землей левой верхней плоскостью. Разрушаясь при движении по земле с МК=40°, самолет развернулся на курс 240°, остановился разрушенным и частично сгорел (по 10 шпангоут). Перед падением экипаж закрыл 4-х ходовой бензиновый кран.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41913
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 17.03.1952
Заводской номер ВС 12147307
Наработка ВС (часы) 15272
Наработка ВС (циклы) 11785
Силовая установка 1414413


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Томский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Томск (Богашёво)
Пункт назначения Томск (Богашёво)
Начальный пункт маршрута Томск (Богашёво)
Конечный пункт маршрута Томск (Богашёво)


Подробные сведения

Описание последствий АП     Установлено:
    1) Оба троса управления рулем высоты имеют обрыв прядей на расстоянии 100 мм от места соединения со штурвальной колонкой;
    2) Тросовая проводка от правой штурвальной колонки имеет разрыв троса на вертикальном участке между нижней и верхней группами роликов на 5-м шпангоуте на расстоянии 1680 мм от оси крепления, второй трос правой штурвальной колонки защемлен между передним роликом колонки и щекой крепления роликов;
    3) Триммер элерона левой верхней плоскости деформирован и отклонен вверх на 47°, тяга разрушена.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) В связи со значительным разрушением самолета от удара о землю и пожара истинную причину летного происшествия установить не удалось.
    2) Расследованием установлено, что в полете на участке от первого до второго разворота возникла аварийная обстановка, что подтверждается очевидцами. Самолет, не выходя из левого крена, продолжил снижение до удара о землю. Двигатель был выключен экипажем перед падением.
    3) Наиболее вероятной причиной ЛП могло быть защемление троса управления элеронами в правой штурвальной колонке между роликом и щекой колонки в момент выполнения разворота.
    4) Способствующие причины:
    а) Неудовлетворительная организация выполнения тренировочных полетов в 119 ло;
    б) Неудовлетворительная организация контроля за техническим обслуживанием самолетов в АТБ;
    в) Низкий уровень организации по координированию взаимодействия работы всех служб аэропорта по обеспечению полетов в предприятии.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.