Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Мячковского ОАО УГАЦиА в Луховицком районе Московской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 августа 1972 г.
Время:  09:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Луховицкий район, свх Врачево-Горки
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-32520
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  УГАЦ, Мячковский ОАО
 


Описание
    26 августа экипаж 325 летного отряда прибыл в совхоз «Врачево-Горки» для АХР по внесению минеральных удобрений. С 26 по 28 августа полеты по метеоусловиям не проводились. Производственные полеты начались 29 августа. 30 августа, прибыв на аэродром в 06:00 после нормального предполетного отдыха, экипаж в 06:40 получил от МДП а/п Мячково прогноз погоды: с 6 до 9 часов - облачность 2-5 баллов, слоисто-кучевая, 300-500 м, дымка, видимость 4-6 км, в низинах туман с видимостью менее 1000 м, ветер 240-260° 0-3 м/с; с 9 до 12 часов - облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая, 300-500 м, дымка, видимость 4-6 км. В начале срока по 1 и 2 секторам – район Павловский Посад, Коломна, Егорьевск – видимость 1000-2000 м, ветер 240-260° 2-5 м/с. Диспетчер МДП до получения фактической погоды с точек АХР по этим прогнозам полеты до 9 часов в секторах 1 и 2 запретил. В 06:42 экипаж передал в МДП свою фактическую погоду (облачность 3-5 баллов, верхняя, видимость 10 км, тихо) и запросил разрешение работать по фактической погоде. Работавшие во 2-м секторе другие экипажи также передали в МДП подобную фактическую погоду. Диспетчер, исходя из полученной от экипажа информации о фактической погоде и учитывая, что в прогнозе погоды с 9 до 12 часов в районе Луховиц ухудшения видимости не предусматривалось, разрешил полеты по фактической погоде без ограничения во времени. Получив разрешение, КВС доложил диспетчеру о начале полетов в 06:45, но фактически, из-за неисправности автопогрузчика, вылетел в первый полет только в 09:00 при фактической погоде: дымка, видимость 4-6 км, ветер южный 1-3 м/с, туман на пойме реки Ока (превышение аэродрома и обрабатываемого поя над поймой 70 м). Перед вылетом экипаж вторично на связь не выходил, о задержке с вылетом не доложил, прогноз погоды с 9 до 12 часов не уточнил и, не получив от диспетчера указаний на дальнейшее производство полетов, в нарушение НПП ГА-71 принял решение выполнять полеты. После 9 часов направление ветра сменилось на восточное и в район полетов начал быстро поступать дым от торфяных пожаров. В полете экипаж за изменением метеообстановки не следил и своевременно не прекратил полеты. В 3-ем полете, рассеяв удобрения на обрабатываемое поле (1 км от аэродрома) экипаж прошел над аэродромом и приступил к заходу на посадку левым разворотом в условиях ухудшающейся из-за поступающего дыма видимости. В районе третьего разворота самолет неожиданно вошел в быстро надвигающийся с реки туман с видимостью менее 50 м. В тумане экипаж с техникой пилотирования не справился. Самолет потерял высоту, с большим углом (45-60°), с работающим двигателем и убранными закрылками ударился о воду и выскочил на пологий песчаный берег реки Ока. Разрушаясь, он переместился на 55 м от берега по земле, остановился в кустарнике, где взорвался и сгорел до 15 шпангоута.
    Катастрофа произошла в 09:35 в 4 км от аэродрома на противоположном относительно деревни Перевицы берегу р. Ока, на 70 м ниже уровня аэродрома.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-32520
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.03.1969
Заводской номер ВС 1G103-47
Наработка ВС (часы) 3150
Наработка ВС (циклы) 15276
Силовая установка К 14256166


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение УГАЦ, Мячковский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что диспетчеры МДП Зыкин (здесь и далее все фамилии изменены) и Куликов (сменил Зыкина в 08:50), зная о неблагоприятном прогнозе погоды в соседних с Луховицким районах, после дачи разрешения на полеты по фактической погоде, в нарушение инструкции по руководству полетами на АХР Мячковского ОАО, ни разу не запрашивали борта об условиях полетов и погоде на оперативных точках. Прогноз погоды с 9 до 12 часов, выданный АМСГ Мячково, по Луховицкому району не оправдался. При прогнозе 4-6 км, видимость в пойме Оки с утра не превышала 5-10 м, в дальнейшем туман полностью закрыл рабочую площадку.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось неожиданное попадание самолета в плотный туман, связанный с дымом от торфяных пожаров, сместившийся в сторону аэродрома. Экипаж при этом проявил растерянность и с пилотированием не справился.
    Другие причины:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды с 9 до 12 часов по Луховицкому району, выданный АМСГ Мячково;
    2) неудовлетворительная организация полетов и руководство движением самолетов на АХР в Мячковском ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.